Логотип журнала "Провизор"








Олег Печеный, юрист

Проблемы систематизации законодательства

«Систематизация законодательства: теория и практика» — под таким названием прошла в Киеве в Институте законодательства Верховной Рады Украины 6–7 октября этого года Международная научно-практическая конференция, в которой приняли участие ведущие ученые-юристы Украины и стран СНГ, практические работники, народные депутаты.

Не вызывает сомнений,— отметил открывая конференцию Председатель Верховной Рады Украины А.Н.Ткаченко,— что законодательство Украины, как и любой цивилизованной страны, не может существовать не будучи систематизированным. Упорядочение и усовершенствование законодательства — характерная черта процесса развития правового государства. И хотя правовая база Украины развивается очень динамично, системностью она не обладает. В настоящее время в Украине действует 1295 законов, 26 кодексов. Если в 1991 году было принято около 350 нормативных актов, в том числе 81 закон, то в 1997 году — 6000 нормативно-правовых актов и среди них 196 законов, а с января 1999 года и по настоящее время почти 5000 актов, в том числе 159 законов. За первое полугодие 1999 года было принято почти столько же законов, сколько и за весь предыдущий год.

Недостатком законодательного процесса в Украине,— указал директор Института законодательства Верховной Рады Украины, доктор юридических наук, профессор В.Ф.Опрышко,— является его нестабильность, внесение в него значительного числа изменений. Так, за период независимости Украины был принят 1321 закон, вносящий изменения в действующее законодательство.

Конференция акцентировала внимание на двух группах проблем: теория и методология систематизации, систематизация отраслевого законодательства.

Проблемам систематизации законодательства об охране здоровья было посвящено выступление кандидата юридических наук, доцента З.С.Гладун (Юридический институт Тернопольской академии народного хозяйства). Особенностью законодательства о здравоохранении является его комплексный характер, то есть в него входят правовые нормы разной отраслевой принадлежности: и конституционного, и административного, и финансового, и гражданского, и трудового, и некоторых других отраслей права. Формирование основ рыночной экономики требует, с одной стороны, сужения сферы государственного регулирования, расширения зон, свободных от прямого вмешательства государства, а с другой — усиление правовых механизмов социальной защиты интересов граждан. Фундаментальным институтом законодательства Украины о здравоохранении является институт медико-санитарной помощи, который дополняется другими институтами: санитарно-противоэпидемиологического благополучия, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей природной среды, охраны и безопасности труда, лекарственного обеспечения, страхования жизни и здоровья граждан.

Несмотря на то, что правовая база Украины в области здравоохранения насчитывает более полутора десятка законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, в том числе Минздрава Украины, следует признать ее незавершенной. Существует острая потребность разработки и принятия следующих законов: «О первичной медико-санитарной помощи», «О защите прав пациента», «Об обязательном медицинском страховании», «О профессиональной врачебной деятельности», «О борьбе с инфекционными болезнями», «О медико-биологических экспериментах с участием людей как объекта исследования».

Систематизации медико-санитарного законодательства было посвящено сообщение В. М. Рудого (Секретариат Комитета Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья, материнства и детства).

Принятие и введение в действие Основ законодательства о здравоохранении, а впоследствии вступление Украины в Совет Европы, ратификация Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, подготовка к ратификации ряда других международных договоров, в частности Европейской социальной хартии и Конвенции о защите человека и человеческого достоинства в сфере биологии и медицины (открыта к подписанию в 1997 году), обусловили необходимость дальнейшего развития законодательства Украины о здравоохранении на новых концептуальных основах, которые предусматривают необходимость максимально возможного регулирования общественных отношений в данной сфере на уровне именно законов, а не подзаконных нормативных актов органов исполнительной власти. Тем более, что согласно ч.1 ст. 92 Конституции Украины основы регулирования охраны здоровья определяются исключительно законами Украины.

Помимо принятия законов, задачей систематизации является разработка научно-практических комментариев к ним, создание доступных для массового пользователя предметных компьютерных баз данных с текстами нормативно-правовых актов. Реализация этих задач будет содействовать повышению качества правового регулирования и тем самым повышению эффективности государственного управления в сфере здравоохранения.

Вопросам систематизации социального законодательства Украины было посвящено выступление кандидата юридических наука, доцента Н. Б. Болотиной (Одесская государственная юридическая академия). Отстаивая самостоятельность медицинского права как отрасли права, автор определяет его предмет как комплекс общественных отношений, возникающих вследствие непосредственного воздействия на человека медицинских средств. Назрела объективная необходимость принятия Медицинского кодекса Украины как формы для следующих правовых институтов: медико-санитарная помощь, медицинская помощь матери и ребенку и планирование семьи, обеспечение граждан лекарственными средствами, правовой статус пациента, этико-правовой статус медицинского работника, медико-исследовательское право, медицинская экспертиза. Кодекс должен установить новый социальный стандарт — объем гарантированной медико-санитарной помощи.

К вопросам систематизации законодательства о предпринимательской деятельности в сфере охраны здоровья — так называлось сообщение Л. И. Кущ (Донецкая государственная академия управления).

Право на занятие предпринимательской деятельностью было впервые определено в Законе Украине от 7 февраля 1991 года «О предпринимательстве», в соответствии с которым названо три вида деятельности в области здравоохранения: медицинская практика, изготовление и реализация лекарственных средств, судебно-экспертная деятельность.

Анализ законодательства в сфере здравоохранения и практика его применения указывает на то, что предпринимательская деятельность в этой отрасли в нашей стране фактически сложилась, а четкая систематизация законодательства в данной сфере отсутствует. Это негативно влияет на отношения предпринимательства, провоцирует возникновение конфликтов, что безусловно отражается на качестве предоставления населению медицинских и фармацевтических услуг.

Автор настаивает на необходимости разработки и принятия Закона Украины о предпринимательской деятельности в сфере охраны здоровья. Основными задачами данного нормативно-правового акта будут: стабилизация отношений предпринимательства в данной сфере, обеспечение защиты интересов населения и создание реальных возможностей реализации прав граждан на охрану здоровья.

В общих положениях закона необходимо определить основные понятия, которые будут использоваться в данном законе: предпринимательская деятельность в сфере охраны здоровья, медицинская практика, изготовление и реализация лекарственных средств, медицинская услуга, стандарты качества медицинской услуги и проч.

Кроме того, необходимо урегулировать в законе следующие вопросы: специальные условия осуществления предпринимательской деятельности, в частности, лицензирование, аккредитация, договорные отношения, контроль за осуществлением такой деятельности, порядок предоставления медицинских услуг, источники финансирования, средства поддержки развития предпринимательской деятельности, ответственность субъектов предпринимательства.

Конференция обсудила ряд других важных проблем систематизации законодательства и приняла соответствующие рекомендации, которые будут направлены Верховной Раде Украины для использования в ходе законодательного процесса.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика