Логотип журнала "Провизор"








3. Н. Мнушко, Н. В. Чернобровая, Г. Н. Лысак

Паблик рилейшнз в менеджменте фармацевтических предприятий города Харькова

Украинская фармацевтическая академия

В современных условиях развития рыночной экономики в Украине усилилась роль социально- политико- психологических методов управления поведением внутренней и анализа внешней среды организаций различных сфер деятельности, в том числе и фармацевтических предприятий.

С ростом образованности, профессионального уровня занятых организаций и общественности в целом управление предприятием в наше динамичное время представляет собой сложную задачу. Эту задачу невозможно выполнять успешно, руководствуясь устоявшимися административными стереотипами, что обуславливает использование менеджментом фармацевтических предприятий современных, более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно координировать поведение людей. Сегодня необходимо руководить тем, что люди думают и чувствуют, сочетая при этом понимание общих истин и значимости их многочисленных вариаций, благодаря которым осуществляется принятие управленческих решений. Это способствует формированию общественного мнения и настроения относительно деятельности отечественных фармацевтических предприятий по обеспечению ими потребностей населения в лекарственных средствах и предметах медицинского назначения.

Таким методом стратегического управления, оказывающим влияние на поведение общественных масс, и являются паблик рилейшнз.

Паблик рилейшнз (ПР), или связи, отношения с общественностью — это функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия.

Ведение деятельности руководителями фармацевтических предприятий по установлению, поддержанию взаимопонимания при общении с официальными органами, дилерами, акционерами, занятыми, оптовыми заказчиками и непосредственными покупателями базируется на концепции социальной ответственности. Согласно последней, организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, помимо обеспечения эффективной деятельности, занятости, прибыли и соблюдения их норм.

Эта концепция также нашла применение в ведении социально-этичного бизнеса различными фармацевтическими предприятиями развитых капиталистических стран, имеющих богатые традиции в области ПР.

Отечественный же фармацевтический бизнес только вступает в эпоху социально-этического менеджмента, осваивая правила рыночной экономики методом проб и ошибок вместе с украинским обществом. Это актуализирует проблему компетентности руководителей, менеджеров, рядовых работников предприятий фармацевтического профиля в вопросах общественных отношений.

В связи с этим представляло интерес проведение исследований по определению уровня информированности современных фармацевтических работников о функциях ПР в менеджменте и выявлению методов связей с общественностью в управлении отечественными фармацевтическими предприятиями.

Для изучения этой проблемы была разработана анкета, с помощью которой анонимно (по желанию предприятий) были опрощены работники 10 государственных и коммерческих предприятий фармацевтического профиля г. Харькова. Анализ первичной информации позволил получить результаты, достойные внимания.

Данные проведенных исследований показывают, что уровень осведомленности современных фармацевтических работников г. Харькова по вопросу тесного взаимодействия стратегии ПР и неотъемлемого компонента менеджмента — грамотного управления персоналом, чрезвычайно низок. Так, о функциях ПР в рамках системы менеджмента осведомлены 7,5% респондентов, имеют приблизительное представление — 13%, ничего не знают — 79,5% фармацевтических работников.

Один из принципов управления гласит, что хорошая организация — самое выгодное вложение капитала. Действительно, успех в функционировании современных предприятий фармацевтического профиля определяется в значительной степени сплоченностью персонала, привычностью вертикальных и горизонтальных коммуникаций, доверительными и взаимовыгодными отношениями между руководителями и подчиненными. Для успешных взаимоотношений в коллективе и отношений с общественностью необходимо знание специальных основ теории коммуникаций. В вопросах ведения современных коммуникаций с сотрудниками компетентны 68% респондентов, необходимость демократизации управления своих предприятий осознают 64% опрошенных. Фармацевтические работники всех предприятий, на базе которых проводились исследования, убеждены в эффективности ведения непосредственных коммуникаций руководителями организаций с персоналом.

По данным проведенного опроса, в настоящее время сбор информации о настроениях и нуждах работников внутри фармацевтических предприятий г. Харькова осуществляется посредством обращения сотрудников к представителям руководства (в случае возникновения проблем). Внутренние опросы общественного мнения не проводятся, так же не действует и программа «открытые двери».

Обязательным принципом ПР является необходимость отмечать заслуги и ценность для коллектива каждого работника. Руководители 24% фармацевтических предприятий, в коллективах которых проводились исследования, используют для этой цели денежные премии, 10% — памятные подарки, 13% — продвижение по служебной лестнице. Поощрение сотрудников не применяют 53% предприятий.

Значимость внимательного отношения руководства к каждому работнику организации так же подтверждает мнение известного психолога Дейла Карнеги, который полагает, что самое ценное для человека — звучание его собственного имени, признание его заслуг. Так, английская фирма «Дана» ввела порядок, который предусматривает, что все работники должны носить личную табличку, на которой большими печатными буквами указано имя, а затем фамилия владельца. Американский специалист по ПР Милтон Московитс считает, что такой прием делает коммуникации персонифицируемыми, более личными и открытыми.

Ответы фармацевтических работников г. Харькова на вопросы анкеты (касающиеся данной темы) показали, что 25% респондентов обеспечены личными нагрудными значками, 75% — такого атрибута не имеют. Среди предоставивших утвердительный ответ на этот вопрос 8% работников имеют значки, где после фамилии следуют в полной форме имя и отчество; работают со значками, сообщающими фамилию, а затем инициалы — 17% респондентов. Менеджеры ни одного фармацевтического предприятия, среди которых проводился опрос, не предоставили сотрудникам нагрудные значки, информирующие в первую очередь об именах их владельцев.

К сфере интересов службы ПР в системе менеджмента организации также относится забота об учебе, постоянном повышении квалификации сотрудников. Например, в США и Японии на это средств не жалеют. Затраты на обучение людей результативнее, чем вложения в улучшение технической оснащенности предприятия. Так, повышению квалификации своих работников уделяют внимание 35% фармацевтических предприятий г. Харькова; 65% — не занимаются данным вопросом. Финансирование дополнительного обучения сотрудников без отрыва от работы не производило ни одно из предприятий фармацевтического профиля, на которых проводилось исследование.

Важным фактором установления благоприятного микроклимата в коллективе, сообразно основ ПР, выступает служебная этика руководителя предприятия. Ответы респондентов на вопросы анкеты, касающиеся данного вопроса, позволили выявить следующее:

сталкиваются с частым напоминанием подчиненным «кто здесь босс?» — 78% опрошенных;
невыполнение распоряжений и рекомендаций руководителей своих предприятий отмечают 11% респондентов;
считают правдивость и откровенность залогом успеха при осуществлении вертикальных коммуникаций — 47% фармацевтических работников.

На вопрос «Всегда ли решение Вашего руководства является обоснованным ?» — утвердительный ответ предоставили 48% респондентов.

В целях «сокращения» расстояния между членами руководящего состава и персоналом такой прием ПР, как работа руководителей предприятий в течение определенного времени на рабочих местах исполнителей (чтобы лучше изучить обслуживание населения), еще не нашел применения в деятельности фармацевтических предприятий.

Изложенные выше факты свидетельствуют о том, что директора, заведующие, менеджеры современных предприятий фармацевтического профиля уделяют недостаточное внимание вопросу стимулирования заинтересованности выполнения своих обязанностей подчиненными. Ими не учитываются в полной мере психологические аспекты управления персоналом.

На современном этапе развития рыночных отношений в экономике фармации Украины к основному звену внутренней среды предприятий — персоналу, к его потенциальным возможностям и результатам трудовой деятельности предъявляются принципиально новые требования. В связи с этим рабочую силу необходимо рассматривать не как общественный ресурс, подлежащий непосредственному распределению и управлению, а как товар, представляющий собой реальную ценность.

Современная концепция управления персоналом основывается на том, что люди являются важнейшим экономическим ресурсом организации, источником её доходов, конкурентоспособности и процветания. Особое место в менеджменте фармацевтических предприятий занимает политика формирования кадров, от которых в значительной степени зависит эффективность деятельности этих предприятий.

Проведенные исследования позволили выявить, что соответствующий профессиональный уровень и высокая квалификация являются доминирующими параметрами при подборе кадров (48%), на долю родственных отношений, протекций, чувств личной симпатии приходится 30%. Приняли на работу тех, «кто первый обратился», 22% фармацевтических предприятий. При подборе и отборе будущих работников вопросам коммуникабельности и психологической совместимости кадров не было уделено должного внимания.

Факт зависимости снижения экономической эффективности деятельности организации от количества возникающих внутри коллектива конфликтных ситуаций давно установлен и не вызывает сомнений. Из чего можно заключить, что не допустить инцидент выгоднее, нежели его ликвидировать. А лучший способ преодоления конфликтов на предприятии — их предотвращение посредством верного подбора персонала и непрерывной деятельности ПР в коллективе.

Таким образом, результаты проведенных исследований дали возможность убедиться в том, что уровень осведомленности современных работников аптечных учреждений и коммерческих фармацевтических фирм г. Харькова в вопросах общественных свя-зей — довольно низок. Практическое применение средств ПР в управлении предприятиями фармацевтического профиля является необходимым и должно внедряться в систему менеджмента фармации Украины.

В заключении необходимо отметить, что освоение отечественными провизорами методов установления связей с общественностью предоставит значительные дополнительные шансы их бизнесу выстоять в жестокой конкурентной среде рыночной экономики, сконцентрироваться в случае непредвиденных обстоятельств, из чего возникнут предпосылки сохранения, приумножения капитала этих предприятий и успешной интеграции Украины в мировую экономическую систему.

Литература

  1. Алешина Н. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров.— М.: Ассоциация актеров и издателей «Тандем». Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1997.— 256 с.
  2. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое (Пер. с англ.).— М.: Новости, 1990.— 240 с.
  3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. (Пер. с англ.), общ. ред. и предисл. В. Г. Зинченко и Ю. П. Жукова— М.: Прогресс, 1992.— 717 с.
  4. Невзлин Л. Б. «Паблик Рилейшнз» — кому это нужно? Основы учебного курса/Предисл. Л. Ф. Стржижовского.— М.: Экономика, 1992.— 222 с.
  5. Носков В. Организация связей с общественностью//Бизнес-информ.— 1997.— № 18.
  6. Сивый В., Золотарев В. Формирование и управление рынком труда//Бизнес-информ.— 1997.— № 6.
  7. Шевченко Л. Менеджмент персонала//Бизнес-информ.— 1997.— № 1.— С. 53
  8. Щокін Г. В. Практична психологія менеджменту: як будувати організацію.— К.: Україна, 1994.— 390 с.
  9. Mencher М. Basic Media Writing Medison, Wissonsin: Wm. G. Brown Communications, inc.— 1993.— 457 p.
  10. Seiter F. P. The Practice of Public Relations, Prentice Hall, Enliwood Cliffs, New Tersey.— 1995.— 552 p.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика