Логотип журнала "Провизор"








Б. П. Громовик, Н. Б. Щудло, Н. М. Кулешко

Маркетинг-анализ лекарственных средств безрецептурного отпуска

Львовский государственный медицинский университет им. Данила Галицкого

В последние десятилетия за рубежом большинство потребителей научились активно воздействовать на свое здоровье. Быть в хорошей форме стало престижным и материально выгодным. Это приводит к отказу от вредных привычек и вызывает большой интерес к физической культуре, к профилактическим средствам, а также к препаратам самолечения.

Под последним понимают обдуманное применение человеком лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, с целью профилактики или лечения нарушений самочувствия и расстройств здоровья, распознаваемых самим человеком. На практике оно также включает лечение одного члена семьи или знакомого другим, особенно если дело касается лечения детей [2].

Концепция самолечения вытекает из признания ответственности человека за собственное здоровье, его нежелание обращаться к врачу по незначительным причинам, которые он в состоянии устранить самостоятельно, а также растущих трудностей финансирования здравоохранения [5].

Самолечение расширяет права человека на участие в лечебном процессе, а именно при лечении легко распознаваемых и легко поддающихся лечению заболеваний, не требующих углубленного медицинского диагноза (головная и мышечная боль, кашель, простуда, больное горло, сердечные приступы, расстройство желудка, несварение, изжога, угревая сыпь, порезы и ссадины).

Вместе с тем самолечение повышает ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Все это требует соответствующего уровня общей культуры и необходимых знаний населения, в первую очередь путем информиирования о здоровом образе жизни и правильном применении лекарств [1], поскольку недостаточность необходимой информации может привести к риску неверного самодиагноза, побочных эффектов вследствие взаимодействия с назначенными врачом рецептурными препаратами, а также к хронизации болезни, требующей неотложного врачебного вмешательства.

Учитывая сказанное, целью первого этапа нашего исследования было изучение содержания домашних аптечек. Всего были проанализированы аптечки 60 семей. Мониторинг каждой аптечки проводили по следующей схеме:

  1. Название препарата, доза, форма выпуска.
  2. Номер серии лекарственного средства.
  3. Срок годности.
  4. Заключение о возможности применения.
  5. Уровень ознакомления.
  6. Количество в остатке.
  7. Розничная цена лекарственного средства.
  8. Остаточная его стоимость.

В среднем в одной аптечке было 30 лекарственных средств при максимальном количестве препаратов — 94, минимальном — 11. Всего в исследуемых аптечках было 1813 препаратов 24 фармакотерапевтических групп из 30, приведенных в Перечне жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденном МЗ Украины.

Вообще отсутствовали лекарства, которые применяются для лечения мигрени, противоопухолевые, противопаркинсонические средства, иммуномодуляторы, миорелаксанты периферического действия, ингибиторы холинэстеразы, диагностические средства, растворы для перитонеального диализа.

В среднем в каждой аптечке находились препараты шести фармакотерапевтических групп. Как видно из данных рис. 1, наиболее широко используемыми являются анальгетики, жаропонижающие, нестероидные противовоспалительные средства, препараты для лечения желудочно-кишечного тракта, инфекционных и сердечно-сосудистых болезней, дезинфицирующие и антисептические средства, лекарства, действующие на органы дыхания.


рис 1. Фармакотерапевтические группы, лекарственные средства которых наиболее часто встречаются в домашних аптечках

Что касается отдельных лекарственных средств, то наиболее часто в аптечках встречаются анальгин, но-шпа, глюконат кальция и др. (табл. 1)

Таблица 1
Препараты, которые наиболее часто встречаются в домашних аптечках
№ п/п Название лекарственного средства Удельный вес, %
к общему количеству лекарственных средств к количеству проанализированных аптечек
1 Анальгин, табл. по 0,5 2,30 68,3
2 Но-шпа, табл. по 0,04 1,54 46,7
3 Кальция глюконат, табл. по 0,5 1,50 45,0
4 Валидол, табл. по 0,6 1,43 43,3
5 Цитрамон, табл. 1,40 41,7
6 Корвалол капли, мл 1,32 40,0
7 Ацетилсалициловая кислота, табл. по 0,5 1,30 38,3
8 Бисептол, табл. по 480 мг 1,20 36,7
9 Активированный уголь, табл. по 0,25 1,10 31,7
10 Валериана, табл. по 0,02 1,0 30,0

Состав домашней аптечки зависит от порядка отпуска медикаментов в аптеках и их разделения на рецептурные и безрецептурные средства. Что касается рецептурных препаратов, то именно врачи определяют необходимость применения того или иного препарата и решают вопрос об их пользе для потребителя. Сам больной также включается в этот процесс. Он определяет соответствие прописанных ему лекарств своим материальным возможностям и принимает решение об их использовании. Иначе обстоит дело с безрецептурными средствами. Пациент самостоятельно применяет лекарственные средства, которые отпускаются без рецепта, с целью профилактики или лечения нарушений самочувствия и расстройств здоровья в ожидании профессиональной помощи врача. Анализ показал, что удельный вес безрецептурных лекарственных средств в аптечках составлял 69,4%.

Что касается срока годности, то около 10,7% лекарств из домашних аптечек были непригодны к применению, что свидетельствует о том, что люди продолжают хранить, а возможно и применять препараты с истекшим сроком годности. Средняя остаточная стоимость лекарственных средств, которые находились в одной домашней аптечке, составляла 43,81 грн. при размахе вариации от 8,02 грн. до 184,08 грн.

Сегодня почти каждая семья имеет достаточно лекарств в домашней аптечке, но далеко не все имеют правильное представление о том или ином препарате. По данным опроса 309 посетителей аптек, основными источниками информации о лекарственных средствах являются консультации врачей (42%), важное значение имеют советы фармацевтических работников (38%) и родных (32%), несколько меньше советы знакомых (24%). Не последнюю роль в применении лекарственных средств играет самообразование (16,4%). Основными каналами получения информации о самолечении являются рекламные блоки и программы о здоровье на телевидении (54 и 37%). Далее по значимости идет общение со знакомыми (34%), консультации медицинских работников (33%), программы о здоровье на радио (30%), общение с родными, внешняя реклама, консультации фармацевтических работников (по 29%), инструкции о применении лекарств, профессиональные журналы (24%) и др. [3].

Таким образом, для получения информации о безрецептурных препаратах большинство людей используют источники, которые не всегда могут дать всестороннюю характеристику лекарственного средства, особенно о его побочном действии, противопоказаниях, взаимодействии с другими препаратами. Поэтому указанные информационные источники не удовлетворяет 9% посетителей аптек, а 62% — только частично. На необходимость повышения информационного обеспечения потребителей указывает также средний уровень ознакомления населения с препаратами, находящимися в домашних аптечках, который составил 84,7% при минимальном его значении — 37,5%.

Выше приведенное указывает на необходимость соответствующей подготовки врачей и аптечных работников по вопросам применения лекарственных средств безрецептурного отпуска. С этой целью важно разработать популярные информационные материалы, в которых были бы выражены допустимые границы самолечения и предостережения при использовании безрецептурных препаратов при соответствующих состояниях больного. Потребитель должен точно знать, когда ему нужно обратиться за врачебной помощью. При правильной организации обучения населения процесс самолечения можно сделать управляемым и контролируемым.

Поскольку населением чаще всего используются безрецептурные лекарственные средства, то следующим этапом нашей работы было изучение Перечня лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Украине и отпускаемых без рецептов из аптек. В Перечне, утвержденном приказом МЗ Украины № 233 от 25.07.97 г., насчитывается 694 препаратов в виде 1067 лекарственных форм.

С целью детального анализа все лекарственные средства Перечня мы отнесли согласно фармакологическому действию к 22 группам. В среднем в одну группу входит 31 препарат. Наиболее многочисленными являются группы, представляющие препараты для лечения желудочно-кишечного тракта, противовоспалительные, обезболивающие и жаропонижающие средства, витамины, дезинфицирующие и антисептические средства, препараты для лечения инфекционных заболеваний и лекарства, действующие на органы дыхания (рис. 2). Наименьшее количество препаратов принадлежит к таким группам, как анестезирующие средства, препараты, применяющиеся при приступах мигрени, иммуномодуляторы, гормоны, эндокринные препараты и контрацептивы, средства, применяемые при анафилаксии и аллергии.


рис 2. Распределение лекарственных средств безрецептурного отпуска по фармакотерапевтическим группам

Лекарственные препараты представлены различными лекарственными формами. Среди них самый больший объем занимают жидкие (35,1%) и твердые (34,6%) лекарственные формы, несколько меньше мягкие (19,6%), еще меньше удельный вес у порошков и моделированных лекарственных форм (по 3,1%), значительно меньше у лекарственного растительного сырья (0,5%). 8% занимают другие лекарственные формы (лосьоны, шампуни, кремы и др.).

Во многих фармакотерапевтических группах отмечается повторение препарата, но под другим торговым названием, например, парацетамол (международное непатентованное название) повторяется 18 раз под разными торговыми марками, кислота ацетилсалициловая — 9, нитроглицерин и бромгексин — по 8, токоферол и кислота аскорбиновая — по 6, амброксол и клотримазол — по 5, бисакодил, циннаризин и ксилометазолин — по 4, индометацин и сукралфат — по 3 раза.

Учитывая, что наиболее широко применяемыми безрецептурными препаратами являются анальгетики, жаропонижающие и нестероидные противовоспалительные средства, следующим этапом нашего исследования было изучение розничных цен на них.

Путем мониторинга товарного ассортимента 37 аптек Львовской области были установлены цены для 178 препаратов из анализируемой фармакотерапевтической группы.

Для 79 лекарственных средств, которые предлагали населению 25% и более аптек, определили коэффициент ликвидности цены [4]. В табл. 2 представлены препараты, для которых характерные наименьшие и наибольшие значения исследуемого показателя. Необходимо отметить, что коэффициент ликвидности цены 0,5 и более был у 24 лекарственных средств, 1,0 и более — у 12, т. е. для 46% препаратов размах розничных цен составлял 50% и более.

Таблица 2
Ценовая конъюнктура анальгетиков, жаропонижающих, нестероидных противовоспалительных средств
№ п/п Лекарственное средство Фирма- производитель Цена Kоэф. ликвид-
ности
средняя мин. макс.
1 Диклонак 0,005 № 100 «Lupin», Индия 7,83 7,78 7,86 0,01
2 Аспирин 0,325 № 30 «Стирол», Украина 1,72 1,50 1,81 0,2
3 Бутадион 0,15 № 10 «Галычфарм», Украина 0,40 0,39 0,42 0,08
4 Анти-ангин № 10 «Natur Product», Германия 3,98 3,30 4,17 0,3
5 Анапирин 0,6 №6 «Pharmacia AD», Болгария 0,59 0,50 0,65 0,3
             
75 Аскофен № 6 «Дарница», Украина 0,21 0,18 0,38 1,1
76 Аспирин UPSA + вит. С № 10 «UPSA Laboratories», Франция 3,71 2,10 4,98 1,37
77 Аспирин 0,325 № 12 «Стирол», Украина 0,27 0,17 0,37 1,18
78 Вольтарен 0,025 № 30 «Novartis», Швейцария 18,12 13,68 39,0 1,85
79 Ибупрофен 0,2 № 50 «Дарница», Украина 1,84 1,02 3,10 2,0

Такой большой размах в первую очередь объясняется дифференциацией цен по территории, поскольку лекарственные средства реализуются в разных населенных пунктах с различной торговой наценкой: от наименьшей — в крупных городах, где развита аптечная инфраструктура и, следовательно, конкуренция, до наибольшей — в сельской местности, особенно там, где рынок контролирует одна аптека или ее структурное подразделение.

Литература

  1. Бутко К. В., Мошкова Л. В.//Фармация.— 1997.— № 2.— С. 24–25.
  2. Громовик Б.П.//Фармац. журн.— 1997.— № 4.— С. 3–11.
  3. Громовик Б., Кулешко Н., Будянский В.//Еженедельник Аптека.— 1997.— № 15 (86) .— С. 5.
  4. Левицкая О. Р., Гром О. Л., Громовик Б. П.//Провизор.— 1998.— № 17.— С. 20–24.
  5. Медицинская газета.— 1996, 30 сентября.— Спец. выпуск № 6.— С. 2.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика