Логотип журнала "Провизор"








Отечественный производитель, или Между молотом и наковальней

Впечатлениями от V съезда фармацевтов Украины делится с нашими читателями начальник отдела маркетинга ОАО «Фармак», кандидат фармацевтических наук Ольга Ивановна Карпова.

— Как Вы, с точки зрения производителя, оцениваете съезд?

Безусловно, съезд был необходим. Ведь новые прогрессивные идеи возникают только от «соприкосновения человеческих мыслей». Профессиональное рациональное зерно может зародиться лишь в профессиональной среде, а на съезде собрались ученые, преподаватели высшей школы, производственники, работники аптечной сети. Было представлено и новое, на мой взгляд, очень важное звено — оптовые фирмы.

Хотя, если честно, я несколько ревниво отнеслась к тому, что полноправными делегатами съезда стали люди без фармацевтического образования — речь идет о предпринимателях. Однако дело свое они делают правильно, грамотно с точки зрения маркетинга, и сегодня фармацевтический рынок без них не может существовать.

Съезд обозначил проблемы отрасли, помог решить многие из них, а главное — подарил профессиональный праздник — День фармацевта. На выставке в Москве мы с гордостью сообщили об этом своим коллегам из России и других стран. И все радовались за нас и даже немного завидовали...

Надо отдать должное коллегам из Фармакадемии, которые, несмотря на трудности, переживаемые сегодня высшей школой, взяли большую часть работы на себя и сделали все возможное и невозможное, чтобы съезд состоялся.

— Какими Вы видите пути развития фармации?

Одним из главных направлений, на мой взгляд, является более глубокое и детальное изучение того, что уже наработано. Если обратиться к мировой практике, то на сегодняшний день не так уж много принципиально новых биологически активных соединений выводится на рынок: от силы около пятидесяти ежегодно. И с завидной периодичностью лидируют фармацевтические компании США и Японии. Такие разработки стоят миллиарды...

Хотя существует и другой путь, позволяющий с меньшими затратами вести поиск эффективных средств среди уже созданных.

— В. Г. Варченко, заместитель председателя Госкоммедбиопрома, делясь с нашими читателями впечатлениями о съезде, сказал: «...все вертелось вокруг производственной трубы»...

Думаю, это закономерно. Впервые производители попали в круг специалистов в области фармацевтики, ведь раньше они относились к совершенно другим ведомствам — Министерству медицинской и микробиологической промышленности, концерну «Укрмедбиопром», Комитету медицинской и микробиологической промышленности.

Все присутствующие понимали, что если не поднимется отечественное производство лекарственных препаратов, то население лишится качественных, эффективных, а главное, дешевых лекарств.

— Какие вопросы, касающиеся промышленников, поднимались на съезде? Насколько они для Вас как для представителя одного из ведущих фармпредприятий Украины были актуальны?

Наиболее актуальной является проблема сертификации по системе GMP, и 2002 г. для нас, как и для других химико-фармацевтических предприятий — своеобразный рубеж. От того, будет ли он преодолен, зависит наше существование. Необходимая подготовительная работа влечет за собой колоссальные финансовые, интеллектуальные, временные расходы...

На съезде много внимания уделялось этому вопросу, так как законодательными актами решение о сертификации уже принято, а вот реальную государственную поддержку предприятия пока не ощутили. А ведь такая поддержка со временем не только возместит все затраты, но и принесет ощутимую прибыль государству.

— Понятно, денег в государстве нет. Но ведь положительную роль могут сыграть налоговые льготы. А высвободившиеся средства предприятия пустили бы, предположим, на закупку новых линий, реконструкцию производства, обучение персонала и т. д.

Да, мы очень на это надеемся. Обсуждение вопроса на уровне съезда само по себе — шаг вперед. Согласитесь, что сначала проблему надо четко обозначить, а потом искать пути решения.

Актуальной проблемой остается конкурентная борьба с российскими производителями. Многие из них успешно привлекают крупные инвестиции, в том числе зарубежные, что позволяет быстрее провести сертификацию производств по международным стандартам, обновить номенклатуру выпускаемой продукции. Не секрет, что российские производители выпускают более конкурентоспособную продукцию в первую очередь благодаря тому, что они имеют от правительства льготы, которых нет у нас...

— В каком виде государство должно, по вашему мнению, предоставить помощь?

Освобождение от налога на землю, отмена налога на прибыль при производстве жизненно важной продукции (эти льготы имеют российские производители). Экономически оправдано, на мой взгляд, предоставление предприятиям льготных кредитов. Кроме того, в условиях конкуренции на внешних рынках большое значение имеет срок возврата валютных средств за отгруженную продукцию, который сегодня очень ограничен. Льготный режим налогообложения особенно необходим для отечественных предприятий в период интенсивной модернизации производства и приведения его в соответствие с международными стандартами.

Чтобы снизить себестоимость отечественных лекарственных средств, необходимо отменить налог на добавленную стоимость закупленных за рубежом химических субстанций. Хотя эта проблема и решается, все еще остаются определенные сложности.

— Сложилось ли у отечественного производителя четкое понимание того, что лекарственные средства являются товаром, который, как и любой другой, надо на рынке продвигать?

Мы сегодня умеем пользоваться средствами маркетинга для того, чтобы с наиболее выгодной стороны представить препарат на рынке. Но если он будет недостаточно эффективным, то мы привлечем интерес потребителя лишь на короткое время, не более. Рекламные деньги будут выброшены на ветер...

С другой стороны, наш народ остается все еще слишком доверчивым. Долгие годы самолечение считалось злом, а вопрос о важности и необходимости более глубокого просвещения населения в области здравоохранения не поднимался, и информация о лекарственных препаратах представляла собой некую тайну. Как следствие, появление яркой красочной рекламы дорогостоящих импортных препаратов, которые порой являются обычными и давно известными, но подаются под новыми названиями, возбуждает большой интерес у наших граждан.

— За рубежом при разработке какого-либо товара, в том числе и лекарства, при продвижении его на рынок, в себестоимость закладывается определенный рекламный бюджет. А как на вашем предприятии?

Конечно. Это — требование современного маркетинга. Мы не только планируем рекламный бюджет, но и контролируем его рациональное использование, хотя мизерность выделяемых сумм просто убивает...

Кстати, из трех основных видов стратегий — выживания, развития и сохранения позиций — мы, как это ни парадоксально, одновременно пытаемся придерживаться сразу двух — выживания и развития. С одной стороны, модернизируем производство, наращиваем мощности, расширяем ассортимент, с другой — с трудом изыскиваем оборотные средства для оплаты субстанций, сырья.

— Мы помним, что российский кризис дал своеобразный шанс отечественному производителю подняться на ноги и занять определенную нишу на рынке. Этим шансом очень хорошо воспользовались предприятия пищевой промышленности, вытеснив с рынка импортную продукцию, в первую очередь дешевую и недоброкачественную. Воспользовались ли ситуацией предприятия фармацевтической промышленности и ваше предприятие в частности?

Похвастаться, что наше предприятие разработало определенный план и выработало определенную стратегию менеджмента на случай критического обвала поступления импорта, я не могу. Другое дело, что сама ситуация сыграла на пользу отечественного производителя. Но если обратиться к статистике в материалах съезда, где приводятся данные о производстве принципиально новых препаратов в Украине, то таких — всего четыре. И три из них — препараты ОАО «Фармак». Выпуск новых препаратов могут себе позволить далеко не все предприятия, ведь надо оплачивать научные разработки, клинические исследования, которые для одного препарата стоят 10 000 долларов. Кроме того, нельзя забывать о расходах на доклинические исследования, регистрацию, продвижение препарата на рынок, наконец, о временном факторе.

Думая о будущем, наше предприятие взялось за освоение новых препаратов, прекрасно осознавая, что в первые годы оно будет для нас убыточным.

— Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как положение между молотом и наковальней. С одной стороны, будущая сертификация по GMP требует от предприятий отвлечения больших средств, с другой — надо расширять ассортимент, финансировать научные разработки...

Действительно, ситуация сложная. И нельзя не учитывать, что если препарат сегодня хорошо продается, он тут же становится привлекателен в освоении и для конкурентов. И нельзя отказать в логике тем из них, кто покупает готовые маркетинговые исследования у компетентных проверенных фирм.

На фармацевтическом рынке обращается не просто товар, а жизненно важный товар, что делает его привлекательным для инвесторов. Однако в России уже говорят об угрозе, связанной с переделом собственности в аптечной сети, в которую вливается мощная струя теневого капитала наркобизнеса. И где гарантия того, что это не происходит и в Украине? Если такие вещи не обсуждались на съезде, это не значит, что проблема не существует.

— V съезд завершил работу. Что Вы пожелаете будущему, VI съезду фармацевтов? По какому пути, на Ваш взгляд, будет развиваться фармация, и какое место займет отечественное производство лекарственных средств?

Если смотреть на вещи реально, то любое развитое государство, заботясь о здоровье своего населения, должно ввозить в страну определенную долю самых эффективных лекарственных препаратов, уже разработанных и апробированных во всем мире. Но это, естественно, не исключает необходимость развития собственного производства. Думаю, через пять лет картина на отечественном рынке изменится к лучшему, украинское производство значительно поднимется и окрепнет. Возможно, часть предприятий при этом перестанет существовать. Появятся новые, современные производства. Однако у предприятий, которые сейчас интенсивно занимаются реконструкцией, обновлением ассортимента, а, главное, пытаются правильно организовать менеджмент — у таких, на мой взгляд, хорошее будущее.

Полагаю, что через пять лет мы сможем на качественно ином уровне, более профессионально, говорить о конкуренции. Кроме того, надеюсь, что к этому времени будут наработаны более тесные и прочные связи с отечественной наукой, что законодательная база будет более прочной, государственный протекционизм будет хорошо развит.

От нового съезда жду зрелых решений на основе еще большего профессионального опыта рыночных отношений, более тесной интеграции всех звеньев, составляющих понятие «фармация».

Евгения Маркарян, журнал «Провизор»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика