Логотип журнала "Провизор"








Чему аплодировали фармацевты?

Требование восстановить единое государственное управление фармацевтической отраслью и приостановить аккредитацию вызвало бурные аплодисменты участников и делегатов съезда. Впервые это мнение прозвучало на симпозиуме съезда «Управление и экономико-правовые проблемы развития фармацевтической отрасли». Редакция попросила рассказать его организаторов — Валентина Михайловича Толочко, директора Института повышения квалификации специалистов фармации, и Зою Николаевну Мнушко, заведующую кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации НФАУ, об основных проблемах, прозвучавших на этом нашумевшем мероприятии.

— Валентин Михайлович, кто принимал участие в работе вашего симпозиума?

Это был самый большой симпозиум съезда, на нем присутствовало более 350 человек.

В его работе принимали участие руководители областных органов управления фармацией; других служб, коммерческих структур, представители вузов, профильных кафедр, которые занимаются вопросами управления, экономики, ценообразования, маркетинга. Также присутствовали представители республики Беларусь, Казахстана, Киргизии, Молдовы. На симпозиуме участники смогли обменяться опытом работы в области управления фармацией, ценообразования, в области совершенствования работы аптечных учреждений. Как элемент этого комплекса вопросов обсуждалась проблема аккредитации аптечных учреждений. Состоялось три круглых стола, на которых в ходе оживленных дискуссий было высказано много предложений от представителей всех регионов Украины.

— Какие вопросы были затронуты в области управления фармацией?

Сегодня Украине необходим единый орган, который бы координировал работу и управлял фармацевтической деятельностью, независимо от форм собственности. Существуют «Ліки України», «Укрфармация», Отдел медикаментозного обеспечения МЗ Украины, Национальное агентство по контролю качества лекарственных препаратов, но среди них нет действенного органа, который бы выполнял управленческую, методическую функцию, был бы посредником между фармацией и государственными органами — ВР, Кабинетом Министров, мог воплощать в жизнь принятые решения. Отсутствие такого органа и обусловило то, что каждый регион у нас пошел своим путем, и очень часто повторяются одни и те же ошибки. В современных условиях никто не имеет права вмешиваться в коммерческую деятельность, но многие из присутствующих выразили мнение о необходимости региональной координации фармацевтической деятельности. На съезде было отмечено, что значительный рост аптечной сети не привел к улучшению лекарственного обслуживания населения, что, в частности, связано с нерациональным распределением аптек в черте города (концентрация в центре и отсутствие на окраинах), сельской местности.

На симпозиуме прозвучало предложение начать подготовительные работы по разработке Закона «О фармацевтической деятельности в Украине», потому что в Законе «О лекарственных средствах» ничего не сказано о фармацевтической деятельности, а в Постановлении Кабинета Министров № 447 «Об упорядочении деятельности аптечных заведений и утверждения Правил розничной реализации лекарственных средств» заложены только ее основы.

— Возможно ли снижение цен на лекарственные средства?

Вопросы ценообразования, как элемента управления фармацевтическим рынком, вызвали особый интерес участников симпозиума. Здесь есть давние нерешенные проблемы. Как известно, у аптеки несколько функций. На первом месте социально-медицинская функция, на втором — производственная, на третьем — торговая. Именно последняя функция позволяет жить аптекам самостоятельно, чем они резко отличаются от других лечебных учреждений, находящихся на бюджете. С 20-х годов аптеки перевели на хозрасчет, и все инструкции по торговле начали распространяться на аптечную сеть. Эта система существует до сегодняшнего дня. При этом необходимо отметить, что в торговле уровень издержек обращения 8–10%, а в аптеках — не менее 20% (был период — 35–37%). У аптек не хватает оборотных средств на вложения. Решение этого вопроса повлияло бы на ценообразование. Снизить цены на лекарственные средства помогли бы и льготы по коммунальным платежам, по платежам за энергоносители, которые существуют в некоторых странах.

— Можно ли в современных условиях решить проблему обеспечения льготного контингента лекарственными средствами?

На симпозиуме обсуждалась проблема обеспечения лекарственными средствами льготного контингента, которая состоит в нерегулярном возмещении органами здравоохранения затрат аптек на отпуск этих лекарств. Коммерческие структуры этим не занимаются, и их никто не вправе заставить. Но в некоторых областях — Луганской, Донецкой существуют механизмы, основанные на взаимозачетах. Местные органы власти должны ввести определенные льготы для аптек, которые обслуживают льготный контингент.

— На вашем симпозиуме прозвучало требование приостановить аккредитацию. Чем недовольны аптечные работники?

По поводу аккредитации разгорелась ожесточенная дискуссия. Обсуждали ее не с точки зрения целесообразности, безусловно, аккредитация нужна, это мировая практика. Всех волнует несовершенство механизма проведения этого мероприятия. Было отмечено, что не всегда региональные аккредитационные комиссии состоят из профессионалов в области фармацевтической деятельности. В некоторых регионах фармацию в очередной раз переподчинили системе здравоохранения. В частности, в Житомирской области аптечная служба подчиняется лечебным учреждениям. Участниками дискуссии поднимался вопрос о необходимости гибкой системы в подходе к аккредитации небольших, например, сельских аптек. Если относиться к аккредитации как к стремлению к «Надлежащей аптечной практике», то и нужно оценивать деятельность аптечного учреждения независимо от формы собственности и не вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Аптеки — хозрасчетные предприятия. Они ежедневно, ежеквартально подвергаются всестороннему контролю хозяйственной, торговой деятельности соответствующими государственными структурами — налоговой инспекцией, инспекцией по контролю цен и др. Поэтому дублировать при аккредитации функции данных органов и запрашивать соответствующие документы нет смысла. Это нечто само собой разумеющееся, иначе аптека не функционировала бы. Требует урегулирования вопрос о соотношении между аккредитацией и лицензированием. Участники симпозиума высказали мнение, что нельзя допускать, чтобы аккредитация превращалась в коммерческую деятельность.

Мнение всей фармацевтической общественности по поводу аккредитации прозвучало. Будем надеяться, что его услышат и учтут все государственные структуры.

В беседе с Зоей Николаевной Мнушко, которая является одним из разработчиков стандартов аккредитации, мы более подробно коснулись злободневной проблемы — аккредитации аптечных учреждений.

— Для аптечных работников вопросы аккредитации на данный момент самые актуальные, что подтвердило предварительное решение съезда приостановить ее проведение. В чем причина такого непринятия аккредитации?

Я считаю, что механизм проведения аккредитации несовершенен. На симпозиуме были подняты вопросы, о которых мы говорили изначально,— о преждевременности аккредитации в аптечной сети. Во-первых, из-за несовершенства нормативно-правовой базы, во-вторых, из-за финансовых затруднений. Большинство аптечных учреждений — так называемые классические, государственные аптеки, которые работают в типовых и зачастую огромных помещениях, несут большие затраты по их содержанию, фактически предоставляют товарные кредиты лечебно-профилактическим учреждениям из-за отсутствия бюджетных средств. Кроме того, получение массы заключений от различных контролирующих органов, необходимых для аккредитации, платное, платная и экспертиза в консалтинговой фирме. К тому же необходимо отвлекать персонал на подготовку документации, подготовить помещение аптеки, провести ремонт. Аккредитация требует вложения средств, которых у аптек нет, особенно в сельской местности. И именно необходимость больших затрат на аккредитацию вызывает противодействие со стороны аптечных работников.

Фактически недоработана организация проведения аккредитации. Не учтено, что аптечная сеть очень разветвлена, велика численность аптек. Проведение аккредитации должно быть децентрализовано и, учитывая все сложности, аккредитация не должна носить жесткий обязательный характер. Многие выступающие на симпозиуме, в том числе Соболевский Владимир Петрович, акцентировали внимание на том, что за рубежом аккредитация является добровольной и проводится обычно ассоциациями.

То, что принял симпозиум и в дальнейшем съезд,— это пока еще рекомендации приостановить аккредитацию до доработки механизма ее проведения. Эти рекомендации вступают в противоречие со сроками аккредитации. Ведь до 1 января 2000 года аккредитация должна пройти. Некоторые заинтересованные лица могут ожидать окончательного решения, но следует помнить, что в наших государственных структурах, к сожалению, все так быстро не решается. Причина — отсутствие решения съезда. Съезд принял проект решения, который будет опубликован в прессе, разослан в области для обсуждения на местах фармацевтическими работниками. Только после учета всех рекомендаций на пленуме будет утверждено решение съезда. И только тогда оно может быть представлено в МЗ Украины, в НАК Украины

— Тем не менее многие решили приостановить свою подготовку к аккредитации. Что Вы посоветуете нашим читателям?

Я считаю, что все должны готовиться к аккредитации и проходить ее. Даже если она будет приостановлена, то изменятся лишь некоторые составляющие — увеличится количество комиссий по аккредитации на местах, появится больше экспертов, изменится перечень документов, но полностью аккредитация не будет отменена.

— Разъясните, пожалуйста, некоторые критерии стандартов аккредитации. Что должно быть представлено во втором разделе стандартов «Надлежащая аптечная практика»?

Этот раздел был включен МЗ Украины, и мы возражали против него, потому что приведенные критерии очень трудно оценить количественно, объективно выразить. Я могу только сослаться на мнение Ильяшовой С. И., которая в процессе обсуждения сказала, что здесь эксперты должны суметь оценить в целом работу аптеки по всем предыдущим показателям и увязать все цифровые показатели с критериями НАП. По НАП не предусматривается никакая количественная оценка, она должна быть следствием, итогом всей проверки аптеки. То есть этот раздел позволяет оценить выполнение социальной функции аптеки. Я понимаю, что аптеки могут испытывать сложности при подготовке составления отчета по НАП, но здесь я могу порекомендовать публикацию «Надлежащей аптечной практики» в журнале «Провизор».

— Многие руководители не сталкивались с написанием бизнес-плана. Что им можно посоветовать?

Считаю, что бизнес-план не должен быть слишком пространным. Должен быть короткий план финансово-экономической деятельности аптеки — такой, к которому она привыкла. Основная цель бизнес-плана — обоснование инвестиций. Значит, он должен быть у тех аптек, которые совсем недавно поменяли форму собственности и вид деятельности. Приватизацию, например, невозможно пройти без бизнес-плана. Но если это обычная государственная аптека, которая как работала раньше, так и продолжает работать, она может иметь только план финансово-экономической деятельности. Однако значение бизнес-плана трудно переоценить для хозяйствующего субъекта, практические работники при обучении составлению такого документа видят его эффективность.

— Какой статус у консалтинговых фирм?

На этот вопрос должны отвечать юристы. Вопрос был затронут в статье Ворониной М. А. («Провизор № 7’98). Считаю, что коммерческие структуры не могут проводить экспертизу и аккредитацию государственных аптек. Хотя здесь, если провести аналогию с аккредитацией вузов — аттестацией, видим, что услуги Инспекции Министерства образования также оплачиваемы. Пожалуй, большее значение имеет профессионализм в проведении экспертизы. Аптечные работники возмущаются тем, что в консалтинговых фирмах нет профессионалов-провизоров. В основном там специалисты с медицинским образованием. Никогда врачи не контролировали аптечную сеть, во всех бывших нормативных документах предусматривалось, что аптекоуправления или аптеки контролируют соблюдение правил хранения лекарственных средств в прикрепленных лечебных учреждениях, рациональность их использования, использование наркотических, психотропных препаратов, правильность выписывания рецептов.

Правомочность деятельности консалтинговых фирм должна определяться НАК Украины. Возникает вопрос об аккредитации самих консалтинговых фирм — должна быть изучена эффективность их работы, наличие необходимых условий проведения аккредитации, а главное — кадровое обеспечение. У консалтинговых фирм должны быть односторонние задачи — или они проводят экспертизу, или оказывают помощь по аккредитации. Не может одна и та же организация и готовить аптеку к аккредитации, и проводить там экспертизу. Первоначально эти фирмы должны были проводить экспертизу, хотя само название говорит о том, что они должны консультировать и оказывать помощь в подготовке к аккредитации.

— Стоимость услуг консалтинговых фирм очень высокая. Чем она обусловлена?

Имеет смысл обратить на это внимание самих консалтинговых фирм и нашей руководящей структуры — НАК Украины для того, чтобы это было откорректировано. Во-первых, все оплаты надо свести к минимуму — только на покрытие расходов консалтинговых фирм и на проведение экспертизы. Должна быть проведена калькуляция затрат и рассчитаны однотипные расценки на проведение аккредитации.

— Каков статус независимых экспертов?

Пока статус экспертов не определен, и этот вопрос будет решаться на уровне МЗ и НАК Украины. И если опять провести аналогию с учебными заведениями, то там при аттестации и аккредитации формируются разовые комиссии, к работе в которых привлекаются практические работники, преподаватели, и эти комиссии проводят изучение деятельности вуза, проверку качества подготовки специалистов и т. д. Вот такая система должна бы использоваться и при аккредитации аптек. Несомненно, должен быть определен список экспертов, которые могут привлекаться к проведению экспертизы аптек. В моем понимании «независимый» эксперт — значит независимый от того учреждения, в котором проводится экспертиза и аккредитация, поскольку «независимость» вообще — понятие относительное. Я согласна с мнением, что аккредитация не должна проводиться только одним управленческим органом. В некоторых областях этим занимается только инспекция по контролю качества лекарственных средств. В состав комиссии должны входить представители управленческих структур и ЦРА, представители профсоюзных организаций, опытные специалисты-провизоры. Только так можно снизить роль субъективного подхода, чего тоже очень опасаются наши аптечные работники.

— Может ли аптека пройти аккредитацию, не прибегая к посторонней помощи?

Это зависит от профессиональной состоятельности сотрудников аптеки. Считаю, что они могут сами подготовиться. В соответствие стандартам необходимо привести свое помещение, ассортимент, экономическую деятельность, документацию, иметь все нормативные документы, подготовить отчет.

— На симпозиуме поднималась проблема управления фармацией. Будет ли создан управленческий орган?

Пока у фармации не будет нормальной государственной управленческой структуры, у нас будут сплошные коллизии. Причина, по которой не решаются многие спорные вопросы в области фармации — отсутствие достаточного числа специалистов-профессионалов в государственных органах. Вообще, я не сторонница сокращения управленческого персонала, особенно в жизнеобеспечивающих отраслях.

Мне бы хотелось, чтобы был создан государственный орган управления фармацией. Сейчас стоит вопрос о поднятии роли ассоциации фармацевтов Украины. Это очень прогрессивная форма управления во всех зарубежных странах, где такие ассоциации имеют весомость, их авторитет признается государственными структурами и т. д. Но наше государство, к сожалению, еще не дошло до того уровня, чтобы всерьез воспринимать деятельность ассоциаций. Они воспринимаются и управленческими структурами, и рядовыми работниками только как общественная организация, как совещательный орган. Так как многие нормативно-правовые положения требуют доработки и утверждения на государственном уровне, должна быть организация, структура управления, штат профессионалов, который предметно занимался бы управленческими и правовыми вопросами.

Светлана Костив, журнал «Провизор»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика