Логотип журнала "Провизор"








За эволюцию без революции

Своими впечатлениями от съезда поделилась с нашими читателями Инна Борисовна Демченко, заместитель Председателя Национального агентства.

— Каковы, на ваш взгляд, итоги V съезда фармацевтов?

В Украине традиционно существовала мощная научная база и была развита химико-фармакологическая промышленность. Съезд стал уже пятым по счету, и это еще раз продемонстрировало, что лучшие из традиций сохранились и укрепляются. Однако это первый съезд за пятнадцать лет, и поэтому, конечно, многие проблемы остались, так сказать, «за кадром».

Что же положительного, на мой взгляд, было на съезде? В первую очередь то, что почти в каждом решении упоминалось Национальное агентство. А значит, фармацевтическая общественность позитивно восприняла создание единого органа исполнительной власти, независимого органа контроля. Еще раз подчеркну: именно независимого — как от производителя, так и от социального заказчика лекарственных препаратов. И практически в каждом из пунктов решения съезда выражалась надежда, что именно Национальное агентство сможет решить проблемы, накопившиеся на сегодняшний день в области контроля, регистрации лекарственных препаратов, внедрения стандартов GMP, в работе государственных инспекций.

На съезде следовало бы больше говорить о новом: о новых научных подходах, о новых подходах в формировании рынка фармацевтических препаратов, о научно обоснованных путях выхода украинских препаратов на мировой рынок и т. д. Кроме простой декларации защиты нашего производителя, следовало бы говорить о конкретных путях и способах.

Хотелось бы на съезде услышать и более содержательные научные доклады, посвященные проведению маркетинговых исследований, внедрению новых методов контроля. Хотя, справедливости ради, не могу не отметить, что прозвучал прекрасный доклад профессора Н. А. Ляпунова о переходе на GMP. Был проведен анализ состояния нашего законодательства в соотношении с требованиями европейского законодательства и, самое главное, предлагались пути выхода из сложившейся ситуации.

Весь этот комплекс проблем так или иначе коснется Национального агентства.

И я на секции, в которой принимала участие как его представитель, еще раз подчеркнула, что мы постарается выполнить обязательства, возложенные на НАзК Указами Президента Украины и оправдать ожидания, связанные с образованием Агентства. На этом пути есть немаловажная проблема. Мы декларировали интеграцию в Европейское Сообщество, но для европейских стран характерно то, что они являются правовыми государствами. И пока мы не станем законопослушными и не начнем выполнять Указы Президента и Кабинета Министров, говорить об Украине как о европейском государстве нельзя. Проблемы, которые возникли у страны после вступления в Совет Европы, напрямую связаны и с ситуацией в фармации.

Если Президент и Правительство считают, что необходимы соответствующие меры, и Президент, реализуя свои полномочия, данные ему 106-й статьей Конституции, подписывает Указ о создании Агентства, считая это конкретным шагом на пути к европейской системе регистрации и сертификации, то от нас всех требуется выполнять эти Указы и соответствующие постановления Кабинета Министров. Именно на этих позициях стоит и Министр здравоохранения, в докладе которого, в частности, прозвучало, что в связи с необходимостью реорганизации структурных подразделений с 1 августа Национальному агентству подчиняются государственные инспекции по контролю качества лекарственных препаратов. И это — один из шагов, целенаправленно ведущих к выполнению вышеупомянутых законодательных актов.

— Какие вопросы, по вашему мнению, не были затронуты на съезде?

Моя точка зрения такова: продуктивного разговора, к сожалению, не получилось. Была попытка анализа существующей ситуации, однако цифры, которыми оперировали различные структуры, существенно разнились. В частности, количество аптек, по разным данным, отличалось на 4000, а это значительное расхождение, тем более когда подобное звучит с высокой трибуны. Данные об объемах фармацевтического рынка, а именно те, что приводились в официальных докладах, и те, что приводились консалтинговыми компаниями, отличались в полтора-два раза.

Хотелось бы, чтобы состоялся конструктивный диалог между дистрибьюторами и Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных препаратов. Ведь среди тех, кто занимается реализацией, фактически остались только две государственных структуры — «Укрфармация» и Государственная акционерная компания «Ліки Україны». Остальные находятся либо в коллективной, либо в частной собственности. Эти проблемы необходимо было обсуждать на съезде, на заседании отдельной секции.

Конечно же, много вопросов возникло по работе Государственных инспекций. Инспекция как орган государственного контроля не вправе заключать договоры с субъектами предпринимательской деятельности на проведение контроля лекарственных средств, так как это противоречит существующему законодательству. Более того, на сегодняшний день областные инспекции взаимно не признают результаты своих проверок. По европейскому законодательству, сертификат качества, выданный производителю, признается во всех европейских странах. У нас же, кроме контроля у производителя, контроль качества производит центральная инспекция, областная и т. д. А потому контролирующих структур не просто много, а очень много. Но по законодательству ответственность за качество препаратов в любом случае несет только производитель. То есть мы сталкиваемся, с одной стороны, с дублированием функций, а с другой — с отсутствием регулирования отношений между областными инспекциями, с проблемами нормативной базы и т. д.

В общем, нерешенных вопросов достаточно, поэтому Национальное агентство планирует, ориентировочно в октябре, провести рабочее совещание, на котором бы присутствовали представители крупных дистрибьюторов и контролирующих организаций.

— Надеемся, что VI съезд фармацевтов через пять лет состоится. Что бы вы пожелали будущему съезду, и какое место, на ваш взгляд, будет занимать Национальное агентство к тому времени в структуре отрасли?

Как-то, говоря о реформах здравоохранения в нашей стране, директор Бюро ВОЗ по Восточной Европе высказал пожелание эволюции без революции. Очень мудрая сентенция. Революций не надо, следует постепенно интегрироваться в ЕС и выполнять обязательства, которые мы взяли на себя, вступив в Совет Европы, а значит, место НазК в отрасли такое же, как и у аналогичных агентств в европейских странах.

Евгения Маркарян, журнал «Провизор»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика