Логотип журнала "Провизор"








Сравнительный анализ требований к производству лекарственных средств в Украине и Европейском Союзе

Анализ выполнен в рамках проекта “Украина-Тасис (Комиссия Европейского Союза): Помощь в реструктуризации фармацевтической промышленности Украины” и утвержден Комиссией Европейского Союза; руководитель проекта д-р Вернер Гилсдорф, CII Group.

Проект сравнительного анализа подготовил доктор фарм. наук, профессор Н. А. Ляпунов.

I. Законодательная база

Законодательная база в ЕС

Принципы и правила производства лекарственных средств для человека введены в Европейском Союзе законодательно Директивой Комиссии ЕС 91/356/ЕЕС “Об установлении основных принципов и правил надлежащей производственной практики лекарственных средств для человека” и являются обязательными для всех стран ЕС, а также для третьих стран, которые экспортируют лекарственные средства в ЕС.

Надлежащая производственная практика необходима не только для обеспечения качества лекарственных средств, но и как средство для устранения технических барьеров в торговле между государствами ЕС, а также между ЕС и третьими странами. Поэтому выполнение всех принципов и правил, включенных в руководство по GMP ЕС является обязательным.

В статье 1 Директивы 91/356/ЕЕС указано, что эти принципы и правила распространяются на производство лекарственных средств для человека, которое требуется лицензировать согласно статье 16 Директивы 75/319/ЕЕС, то есть как для полного, так и для неполного производства, для различных процессов фасовки, упаковки или маркировки; для производства лекарственных препаратов на экспорт, в случае продукции, импортируемой государством ЕС из третьих стран, включая препараты, которые получают для производства. Кроме того, эти принципы и правила распространяются на производство препаратов для клинических испытаний, но не предназначены для изготовления лекарств фармацевтами в аптеках исключительно для розничной продажи.

Принципы и правила определены для следующих сторон производства: управления качеством, персонала, помещений и оборудования, документации, технологического процесса, контроля качества, работ по контракту, рекламаций и отзыва продукции, самоинспекции. Принципы и правила, регламентирующие эти 9 сторон производственной практики, являются обязательными для производства любых лекарственных форм и составляют 9 элементов, требуемых для создания и внедрения производителем эффективной системы обеспечения качества лекарств.

Чтобы производители и представители компетентных уполномоченных органов могли правильно интерпретировать упомянутые принципы и правила, в соответствии со статьей 19а Директивы 75/319/ЕЕС было разработано руководство по надлежащей производственной практике лекарственных средств и приложения к нему (Отдел официальных публикаций Европейского Сообщества, Правила управления лекарственными препаратами в Европейском Сообществе, том IV).

В статье 2 Директивы 91/356/ЕЕС дано определение надлежащей производственной практике (good manufacturer practice), как “части обеспечения качества, которая гарантирует, что продукцию постоянно производят и контролируют по стандартам качества, соответствующим ее назначению”. “Обеспечение качества лекарственных средств (pharmaceutical quality assurance) — совокупность всех организационных мероприятий, предпринятых в целях обеспечения качества лекарственных средств, которые определяются их назначением”. То есть обеспечение качества включает не только надлежащую производственную практику, но и другие виды деятельности, выходящие за рамки разработанного в ЕС руководства по GMP, но тесно связанные с GMP.

Например, посредством регулярных инспекций (согласно статьям 3 и 26 Директивы 75/319/ЕЕС) государства ЕС должны обеспечить соблюдение производителями принципов и правил надлежащей производственной практики.

В соответствии со статьей 4 Директивы 91/356/ЕЕС производитель должен осуществлять все производственные операции в соответствии с надлежащей производственной практикой и лицензией на производство. Импортер лекарственных средств из третьих стран должен гарантировать, что производители надлежащим образом лицензированы и производство соответствует стандартам надлежащей производственной практики, требования которых не ниже установленных Комиссией ЕС.

В соответствии со статьей 4 Директивы 91/356/ЕЕС производитель должен гарантировать, что все производственные операции изложены в торговой лицензии (регистрационном досье) на каждый лекарственный препарат и выполняются в соответствии с той информацией, которая представлена в заявке на получение торговой лицензии, принятой компетентными уполномоченными органами. С другой стороны, в соответствии со статьей 2 Директивы 75/318/ЕЕС государства ЕС должны принять все необходимые меры, чтобы гарантировать проверку компетентными уполномоченными органами подробных отчетов и документов, подаваемых в поддержку заявки на выдачу торговой лицензии.

Производитель должен регулярно совершенствовать способы производства в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Если необходимо внести изменения в лицензионное досье, то заявка на изменение должна быть подана в компетентные уполномоченные органы.

Таким образом, в Директиве Комиссии ЕС 91/356/ЕЕС и в Директивах Совета ЕС 75/318/ЕЕС и 75/319/ЕЕС однозначно установлена связь между производством, регистрационной документацией (досье торговой лицензии) на препарат, лицензированием производства, а также проверками как регистрационной документации, так и самого производства посредством экспертизы и инспектирования.

Директива 91/356/ЕЕС была введена в действие с 1 января 1992 г.

В соответствии со статьей 17 Директивы 75/319/ЕЕС для получения лицензии на производство заявитель должен, по меньшей мере, выполнить следующие требования:

  1. указать лекарственные препараты и лекарственные формы, которые будут производиться или импортироваться, а также место их производства и/или проведения контроля;
  2. иметь в своем распоряжении пригодные для указанного производства или импорта помещения, техническое оборудование и средства проведения контроля, отвечающие требованиям законов, установленных государствами ЕС в отношении производства и контроля, а также хранения продукции;
  3. иметь в своем распоряжении услуги, по меньшей мере, одного Уполномоченного Лица (Qualified Person), что предусмотрено статьей 21.

Лицо, подающее заявку на лицензирование, должно представить подробные отчеты, подтверждающие выполнение данных требований.

В соответствии со статьей 18 Директивы 75/319/ЕЕС компетентный уполномоченный орган государства ЕС должен выдавать лицензию только после проведенной их служащими проверки, подтверждающей верность документации, поданной в соответствии с требованиями статьи 17.

Владелец лицензии на производство обязан:

  1. иметь в своем распоряжении штат сотрудников, которые будут выполнять требования законов заинтересованного государства ЕС в отношении как производства, так и проведения контроля;
  2. реализовывать лицензированные готовые лекарственные препараты только в соответствии с законодательством заинтересованного государства ЕС;
  3. информировать о всех изменениях, которые он планирует внести в документацию, представленную согласно статье 17, в первую очередь компетентные уполномоченные органы; при неожиданной замене Уполномоченного Лица, требуемого в соответствии со статьей 21, немедленно уведомлять об этом компетентные уполномоченные органы;
  4. всегда допускать служащих компетентного уполномоченного органа заинтересованного государства ЕС в свои помещения;
  5. предоставить возможность Уполномоченному Лицу, требуемому в соответствии со статьей 21, выполнять свои обязанности, например предоставить в его распоряжение все необходимые средства;
  6. производить лекарственные препараты в соответствии с принципами и правилами надлежащей производственной практики, установленными законодательными актами ЕС.

Производитель лекарственных средств должен иметь право и на их оптовую реализацию. Правила оптовой реализации лекарственных препаратов для человека установлены в Директиве 92/25/ЕЕС и в руководстве по надлежащей практике оптовой реализации лекарственных препаратов для человека (94/С 63/03).

В статье 3 (пункт 3) Директивы 92/25/ЕЕС указано, что “лицензия на производство лекарственных препаратов, указанная в статье 16 Директивы Совета ЕС 75/319/ЕЕС от 20 мая 1975 г. “О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов”, должна включать разрешение на оптовую реализацию лекарственных препаратов, на производство которых выдана лицензия”. При этом указано, что отдельно выданная лицензия на оптовую реализацию не освобождается от лицензирования производства, даже если последнее не является основным видом деятельности. Государство ЕС, выдавшее лицензию на оптовую реализацию, несет ответственность за проверку этих лиц и учреждений, а также за инспектирование складских помещений.

Статья 5 Директивы 92/25/ЕЕС предусматривает, что для получения лицензии на оптовую реализацию заявителю необходимо:

  1. иметь соответствующие и отвечающие установленным нормам помещения, установки и оборудование для обеспечения надлежащего хранения и реализации лекарственных препаратов;
  2. иметь соответствующий персонал (в частности, квалифицированное ответственное лицо), отвечающий требованиям, изложенным в законодательстве конкретного государства EC;
  3. выполнять обязательства, предусмотренные в статье 6.

В соответствии со статьей 6 к владельцам лицензии на оптовую реализацию, включая и производителей, обязательно предъявляются следующие требования:

  1. они должны в любое время обеспечить лицам, ответственным за инспектирование, доступ в помещения, к установкам и оборудованию, указанным в пункте (а) статьи 5;
  2. они должны закупать лекарственные препараты только у тех лиц, которые являются владельцами лицензии на оптовую реализацию или у лицензированных производителей лекарств;
  3. они должны поставлять лекарственные препараты лишь тем лицам, которые имеют лицензию на оптовую реализацию или же имеют полномочия или право обеспечивать лекарственными препаратами население в пределах этого государства ЕС;
  4. они должны иметь план экстренных действий, гарантирующий эффективное выполнение распоряжения компетентных уполномоченных органов об отзыве лекарственного препарата, осуществляемом совместно с производителем или владельцем торговой лицензии на препарат;
  5. они должны хранить документы (либо в форме накладных купли-продажи, либо в компьютере, либо в другой форме), в которых для каждой сделки по получению или отправке лекарственных препаратов приведена, по меньшей мере, следующая информация:
дата,
название лекарственного препарата,
полученное или поставленное количество,
название и адрес поставщика или грузополучателя;
  1. они должны организовать хранение документов, указанных в пункте (е), таким образом, чтобы они были доступны компетентным уполномоченным органам государств ЕС для проверок в течение 5 лет;
  2. выполнять принципы и правила надлежащей практики дистрибьюции (good distribution practice) лекарственных препаратов.

Руководство по надлежащей практике оптовой реализации лекарственных препаратов для человека (94/С 63/03) было разработано в соответствии со статьей 10 Директивы 92/25/ЕЕС. Оно содержит следующие разделы: введение, принцип, персонал, документация, помещения и оборудование, поставки заказчикам, возвраты (включающий как возвраты лекарственных препаратов, не имеющих дефектов, так и план действий в критических ситуациях и отзывы), самоинспекции, информация, предоставляемая государствам ЕС, о деятельности по оптовой реализации.

Законодательная база в Украине

Правительство Украины законодательно утвердило стратегию интеграции Украины в Европейский Союз (ЕС) (Указ Президента Украины от 11 июня 1998 г. № 615/98 “Об утверждении стратегии интеграции Украины в Европейский Союз”, Постановление Кабинета Министров Украины от 12 июля 1998 г. № 852 “О внедрении механизма адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза”, Постановление Кабинета Министров Украины от 19 марта 1997 г. № 244 “О мерах поэтапного внедрения в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм, а также международных и европейских стандартов). В соответствии с постановлением № 244 Госкоммедбиопром (в настоящее время Комитет по медицинской и микробиологической промышленности Украины - Коммедбиопром) и МЗ Украины до декабря 1998 г. должны были разработать законодательные акты по вопросам безопасности фармацевтических средств, а Госкоммедбиопром до декабря 1997 г. — программу разработки комплекта нормативных документов в области медицинской промышленности, гармонизованных с международными и европейскими стандартами с целью производства конкурентоспособной продукции.

В настоящее время в Украине действует Закон “О лекарственных средствах” (далее Закон), принятый 4 апреля 1996 г. В статье 2 “Определение терминов” этого Закона отсутствуют определения терминов: “обеспечение качества”, “надлежащая производственная практика” и “контроль качества”. Ни статья 3 “Государственная политика в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств”, ни статья 4 “Государственное управление в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств” не включают положений об обеспечении качества лекарственных средств, их регистрации, надлежащей производственной практике, условиях лицензирования производства и его инспектировании уполномоченными государственными органами на соответствие установленным стандартам.

Перечень регистрационных документов, приведенных в статье 9 Закона (фармакопейная статья или материалы о методах контроля качества лекарственного средства; проект технологического регламента или сведения о технологии производства) и относящихся непосредственно к производственной практике, не соответствует перечню регистрационных документов, указанных во 2-й части приложения к Директиве 75/318/ЕЕС и системе документации, указанной в статье 9 Директивы 91/356/ЕЕС. Кроме того, Законом не предусмотрена экспертиза этих категорий документов и ее порядок, в частности проверка соответствия представленной документации условиям производства. В постановлении Кабинета Министров Украины от 27 декабря 1998 г. № 569 предусмотрена экспертиза аналитической документации в Фармакопейном комитете, а экспертиза технологического процесса, определяющего качество лекарственного средства, Законом не предусматривается.

В статье 10 “Условия производства лекарственных средств” установлено, что производство лекарственных средств может осуществляться только на основании лицензии. Основанием для выдачи лицензии на производство по Закону является наличие соответствующей материально-технической базы, квалифицированного персонала, а также условий для контроля качества лекарственных средств, которые будут производиться. Однако общие требования к материально-технической базе для производства лекарственных средств и проведения производственного контроля их качества, а также к технологическим регламентам устанавливает Госкоммедбиопром, а не Закон. То есть требования к производству лекарственных средств в Украине определяются политикой Госкоммедбиопрома, компетентностью и квалификацией его сотрудников и могут изменяться в любой момент времени путем издания приказов Госкоммедбиопрома и введения новых отраслевых документов, регламентирующих ту или иную сторону производства и лицензирования.

В отличие от этого в статье 17 Директивы 75/319/ЕЕС предусмотрено, что пригодные для производства помещения, техническое оборудование и средства для проведения контроля должны отвечать требованиям законов, установленных государствами ЕС в отношении производства и контроля, а также хранения продукции.

В статье 11 “Общие требования к производству лекарственных средств” Закона указано: “Производство лекарственных средств осуществляется по технологическому регламенту с соблюдением требований фармакопейных статей и других государственных стандартов, технических условий с учетом международных норм по производству лекарственных средств”. Каждый технологический регламент описывает технологический процесс производства конкретного лекарственного средства, а фармакопейные статьи, государственные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ) являются спецификациями, служащими для оценки качества продукции. То есть общие требования к производству лекарств в Законе Украины “О лекарственных средствах” не установлены.

Статья 11 Закона требует перерегистрацию лекарственного средства в случае изменения любого вспомогательного вещества, а Постановление Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. № 569 — при изменении названия лекарственного средства или названия производителя. Эти изменения могут не влиять на качество, эффективность и безопасность лекарственного средства; соответственно перерегистрация при этом наносит только финансовый ущерб производителю. В ЕС такие изменения относятся к типу I и требуют лишь экспертизы и одобрения, но не перерегистрации препарата (Постановления Комиссии ЕС № 541/95 и 542/95). То есть в Украине законом или подзаконными актами не установлена классификация изменений, вносимых в производство и производственную документацию, которая призвана определить — требуется или не требуется перерегистрация препарата и/или обновление лицензии на производство при данном изменении.

Очень важное несоответствие между Законом Украины и законодательством ЕС имеет место по отношению к контролю качества. Статья 10 Закона предусматривает лишь, что производитель для получения лицензии должен иметь “условия для контроля качества лекарственных средств”.

В соответствии с Директивой 91/356/ЕЕС контроль качества является частью надлежащей производственной практики и в статье 11 этой директивы указано о необходимости организовать и содержать отдел контроля качества, установлена независимость этого отдела, указаны его функции, порядок проведения контроля качества в сторонних лабораториях (см. также ст. 12 Директивы 91/356/ЕЕС и ст. 5b Директивы 75/319/ЕЕС), сфера приложения контроля качества при производстве, порядок хранения образцов и др.

Наиболее серьезным отличием, повлекшим за собой несоответствия в системах сертификации лекарственных средств Украины и ЕС, является отсутствие в Украине института Уполномоченных Лиц (Qualified Persons), введенного Директивой 75/319/ЕЕС (статья 21). Наличие Уполномоченных Лиц является условием лицензирования производства (статья 17 Директивы 75/319/ЕЕС); обязанности Уполномоченных Лиц и требования к ним изложены соответственно в статьях 22 и 23 Директивы 75/319/ЕЕС.

Серии лекарственных средств, прошедшие контроль в соответствии с законодательством ЕС и имеющие сопроводительные документы (сертификаты) о проведении контроля, подписанные Уполномоченным Лицом, не должны подвергаться указанному контролю повторно при импорте в другие государства ЕС (статья 22).

В Украине не проводится аттестация испытательных лабораторий по контролю качества лекарств, входящих в состав отдела контроля качества предприятия, в соответствии со стандартом EN 45002 “Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий”; отсутствует законодательно установленный механизм, обеспечивающий независимость отдела контроля качества; законодательно не установлено положение об Уполномоченных Лицах, их ответственности, компетенции и квалификации. В соответствии с этим Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств и Госкоммедбиопром, которые являются в соответствии со статьей 14 Закона органами государственного контроля, проявляют недоверие к результатам контроля качества, полученным на заводах-производителях, и проводят посерийный переконтроль всех без исключения лекарственных средств и субстанций для их производства вначале в независимых лабораториях, а затем в областных аналитических лабораториях в каждой области Украины, что стоит производителям немалых финансовых средств и замедляет товарооборот.

В соответствии со статьей 14 Закона Госкоммедбиопром должен осуществлять контроль за соблюдением условий производства лекарственных средств. Одновременно согласно положению о Госкоммедбиопроме он являлся органом государственной исполнительной власти, который управляет государственными предприятиями по производству лекарственных средств. То есть Госкоммедбиопром нельзя признать независимым от промышленности и, следовательно, осуществляемый им контроль производства не соответствует критериям независимости и беспристрастности, принятым в директивах ЕС и стандартах EN.

Производитель лекарственных средств должен иметь право и на их оптовую реализацию. Однако в отличие от Директивы 92/25/ЕЕС (статья 3, пункт 3) это положение не отражено в Законе Украины “О лекарственных средствах”. В статье 19 Закона указано на необходимость выдачи лицензии на оптовую реализацию, а в статье 20 “Общие требования к реализации лекарственных средств” указано, что на территории Украины могут реализовываться только зарегистрированные лекарственные средства, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, и что реализация лекарственных средств осуществляется только при наличии сертификата качества, выдаваемого производителем.

Порядок выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на изготовление и оптовую реализацию медикаментов, условия и правила осуществления этой деятельности и контроль за ее выполнением установлены не в Законе, а изложены в Инструкции № ЛП-19/69, утвержденной в июле 1996 г. совместным приказом Лицензионной палаты при Министерстве экономики Украины и Госкоммедбиопрома.

Принципиальные отличия порядка лицензирования, принятого в Украине, от порядка лицензирования производства и оптовой реализации, законодательно установленного в ЕС, состоят в следующем:

  1. Ответственность за достоверность сведений, изложенных в заявлении и сопровождающих его документах, несет только субъект предпринимательской деятельности, но не Лицензионная комиссия Госкоммедбиопрома.
  2. Отсутствует обязательное инспектирование производственных участков и складских помещений. Пункт 2.10 Инструкции № ЛП-19/69 определяет, что ознакомление с условиями хранения, изготовления и оптовой реализации непосредственно на месте проводится до выдачи лицензии только по решению председателя Лицензионной комиссии Госкоммедбиопрома или его заместителя. В перечне документов, необходимых для лицензирования производителей и дистрибьюторов, отчеты об инспектировании не упоминаются.
  3. Условия и правила осуществления деятельности по изготовлению и оптовой реализации медикаментов включают в себя только квалификационные требования к персоналу, перечисление групп лекарственных средств, которые можно производить и/или реализовывать, и требование соблюдать законодательство Украины.

Другие условия, предусмотренные законодательством ЕС в отношении лицензирования производителей и дистрибьюторов (в частности, соблюдение определенных принципов и правил производственной практики и оптовой реализации лекарств, отзывы продукции в критических случаях и т. д.), при лицензировании этих видов деятельности в Украине не предусмотрены.

  1. В Инструкции № ЛП-19/69 отсутствует четкое понятие о периодическом инспектировании производителей и дистрибьюторов, не установлены максимальные отрезки времени, по истечении которых они должны подвергаться инспектированию.
  2. Не предусмотрена такая независимая служба, как Инспекция производства по GMP, которая должна взаимодействовать с органом по лицензированию, а также главный государственный инспектор по GMP. Соответственно этому в Украине не принят и документ, устанавливающий требования к системе качества Инспекций, проводящих инспектирование на соответствие GMP. В Европе таким руководящим документом являются рекомендации Конвенции по фармацевтическим инспекциям РН 7/94.

В Украине не установлены требования к инспекторам и не подготовлено ни одного квалифицированного инспектора производителей и дистрибьюторов лекарственных средств, что не позволяет качественно проводить инспектирование ни в Украине, ни за рубежом и открывает рынок Украины для некачественной продукции, которую не остановит никакой посерийный контроль в областных аналитических лабораториях.

Отсутствие этих элементов лишает Украину возможности начать международное сотрудничество с Системой сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S).

Вместо создания национальной Инспекции по GMP Госкоммедбиопром приказами от 8 апреля 1996 г. № 32 и от 18 июля 1997 г. № 70 перепоручил экспертизу на соответствие GMP, валидацию и аттестацию производств лекарственных средств, аккредитацию контрольно-аналитических лабораторий, экспертизу проектов производства и т. д. компании “Ридан-инжиниринг”, что является грубым нарушением европейских норм; ни по украинским, ни по европейским положениям фирма “Ридан-инжиниринг” не может иметь на это право, поскольку ее руководство имеет прямое отношение к торговле лекарствами и приборами для контрольно-аналитических лабораторий, возглавляя торговую фирму “Ридан”.

  1. В перечне документов для получения лицензии на оптовую реализацию выдвинуто требование о наличии у субъекта предпринимательской деятельности отдела контроля качества (аналитического подразделения) или контракта со сторонней лабораторией, которым Государственная инспекция делегирует право осуществления входного и периодического контроля качества лекарственных средств. Таких требований в ЕС не предусмотрено.
  2. В перечне документов для получения лицензии на производство требуются копии регламентов производства, разработанных на вид фармацевтической продукции.

В настоящее время для получения лицензии заводы вынуждены составлять так называемые технические регламенты, требования к которым установлены в отраслевом нормативном документе ГНД 09-001-98 “Регламенты производства лекарственных средств. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения”, введенном в действие приказом Госкоммедбиопрома № 65 от 27 мая 1998 г. Объем этого документа в зависимости от выпускаемой на производственном участке номенклатуры лекарств может доходить до нескольких сотен страниц.

В Европе для этих целей предусмотрен документ, который называется Site Master File (досье производственного участка). Он предусмотрен Конвенцией по фармацевтическим инспекциям (PIC) в документе РН 6/91 “Руководство по подготовке информации, требуемой согласно статье 2 Конвенции о взаимном признании инспекций в отношении производства фармацевтических препаратов”.

Site Master File является составной частью отчета инспектора, однако этот документ должен быть подготовлен производителем. Он содержит специальную и действительную информацию о соблюдении правил GMP при проведении и/или контроле фармацевтических производственных процессов, осуществляемых на данном участке, и о любых тесно взаимосвязанных работах в примыкающих и соседних зданиях. Если на данном участке осуществляется только часть фармацевтического процесса, то в Site Master File (досье производственного участка) следует описывать только эти работы, например анализ, упаковку и т.д.

Site Master File должен быть кратким, насколько это возможно, и не превышать 25 страниц формата А4.

PIC подготовлен документ РН 4/93 “Пояснительные примечания для промышленности по составлению досье производственного участка”. Site Master File содержит общую и специальную информацию об участке, в частности о персонале, помещениях, оборудовании и санитарии, документации, технологическом процессе (Production), контроле качества, производстве и анализу по контракту, оптовой реализации, рекламациях и отзыве продукции, самоинспекции. То есть структура Site Master File фактически повторяет структуру руководства по GMP ЕС.

Что касается технического регламента, то его содержание ни в коей мере не предусматривает информации о выполнении на производственном участке требований GMP. В этом документе собрана несистематизированная, совершенно разнородная и отрывочная информация о: номенклатуре продукции, классификации производственных помещений по чистоте и пожарной безопасности, аппаратурной схеме и спецификациях на оборудование, эксплуатации технологического оборудования без описания конкретных технологических процессов, технике безопасности и охране окружающей среды, схеме организации контроля качества, взрывоопасных характеристиках и санитарно-гигиенических нормативах сырья, промежуточной и готовой продукции, а также об отходах производства (без указания конкретного технологического процесса), перечне оборудования, которое необходимо продувать инертным газом, выборе технологической одежды, характеристике сточных вод (без указания конкретного технологического процесса), перечне и характеристике отходов, общем перечне производственных инструкций, спецификациях на готовую продукцию, нормах расхода сырья и материалов, протоколах валидации технологических процессов. То есть в техническом регламенте смешаны совершенно различные категории документов на несколько лекарственных средств, что недопустимо по GMP; характеризует этот документ одновременно отдельные элементы, связанные с обеспечением качества продукции, охраной труда и охраной окружающей природной среды. Технический регламент не позволяет оценить, выполняется ли на данном предприятии GMP или нет, по нему невозможно вести технологический процесс или оценить качество продукции. Набор информации в таком документе является несистематизированным, неоправданным с точки зрения GMP и не соответствующим структуре и объему информации, предусмотренной в Site Master File.

Выводы

1. Законодательные положения Украины и ЕС относительно производства лекарственных средств принципиально отличаются друг от друга. В обобщенном виде принципиальные отличия заключаются в следующем:

Законодательством Украины не установлены надлежащие условия (принципы и правила) производства лекарственных средств, принятые в ЕС Директивой 91/356/ЕЕС.
Установленная Законом Украины “О лекарственных средствах” регистрационная документация, относящаяся к производству и контролю качества, и порядок ее экспертизы не соответствуют 2-й части регистрационного досье, а также порядку экспертизы и проверки, установленному в Директивах 75/318/ЕЕС и 75/319/ЕЕС.
В Украине не определена классификация изменений, вносимых в производство и производственную документацию, что влечет за собой либо неоправданную перерегистрацию лекарственных средств, либо может привести к выпуску лекарств, не соответствующих показателям качества, эффективности и безопасности.
В Украине законодательно не установлена независимость отдела контроля качества производителя и отсутствует механизм, действительно обеспечивающий эту независимость; в частности, законодательно не введен институт Уполномоченных Лиц (Qualified Person), что влечет за собой нерациональную систему сертификации лекарственных средств, препятствующую развитию производства.
Государственный контроль (инспектирование) производства, который должен осуществлять в соответствии с Законом Госкоммедбиопром, противоречит критериям независимости и беспристрастности, поскольку этот орган является центральным органом государственной исполнительной власти в сфере управления фармацевтической промышленностью.
Не разделены и законодательно не утверждены органы государственной исполнительной власти и экспертные органы; например, в ЕС экспертиза при централизованной процедуре лицензирования лекарственных средств и выдача экспертного заключения законодательно закреплена за независимым компетентным органом — Комитетом по патентованным лекарственным препаратам (Директива 75/319/ЕЕС, глава III), входящим в состав Европейского агентства по оценке лекарственных препаратов, а за Комиссией ЕС — подготовка проекта решения и принятие решения о предоставлении торговой лицензии на лекарственный препарат. При этом эксперты должны продекларировать свою компетентность, квалификацию и независимость и осуществлять свою деятельность, как это установлено в Директиве 75/319/ЕЕС (главы I и II) и стандартах EN серии 45000.
Законом Украины не установлено, что производителей и дистрибьюторов лекарственных средств необходимо подвергать периодическому инспектированию со стороны компетентного уполномоченного органа, каковым в государствах ЕС являются Инспекции по GMP; орган по инспектированию производителей и дистрибьюторов в Украине отсутствует.
Требования к производителям и дистрибьюторам в Украине принципиально отличаются от требований, установленных в Директиве 75/319/ЕЕС, в частности, от них не требуется соблюдать надлежащую производственную практику (GMP) и надлежащую практику дистрибьюции (GDP).
Порядок лицензирования установлен не законодательно, а в Инструкции № ЛП-19/69 и существенно отличается от порядка, установленного в Директиве 75/319/ЕЕС; в частности, лицензии могут выдаваться независимо от того, соблюдают или нет производители и дистрибьюторы надлежащую производственную практику и надлежащие правила оптовой реализации.
Лицензирование производителей и дистрибьюторов не предусматривает обязательного инспектирования производственных участков и складских помещений.
В Украине законодательно не установлены порядок, принципы и правила оптовой реализации лекарственных средств.
Технический регламент, требуемый в Украине для лицензирования производства, не соответствует принятому в ЕС документу Site Master File и не позволяет оценить, выполняются или нет на данном производственном участке требования GMP.

2. Система обеспечения качества лекарственных средств на государственном уровне в Украине базируется, главным образом, на государственном контроле качества лекарственных средств (ст. 13 Закона Украины “О лекарственных средствах”), который предполагает посерийное неоднократное дублирование контрольных испытаний, уже проведенных в отделах контроля качества производителя, еще и в лабораториях, уполномоченных Государственной инспекцией.

В отличие от этого система обеспечения качества лекарственных средств на государственном уровне в странах ЕС базируется, главным образом, на следующих установленных законодательно элементах:

надежной системе регистрации лекарственных средств — выдачи торговых лицензий (marketing authorization), независимой экспертизе компетентными и квалифицированными экспертами регистрационной документации и ее полному соответствию производственной документации (Директивы 65/65/ЕЕС, 75/318/ЕЕС, 75/319/ЕЕС);
надежной системе лицензирования производителей и дистрибьюторов, предполагающей их обязательное инспектирование (Директивы 75/319/ЕЕС и 92/25/ЕЕС);
надежной системе обеспечения качества производителей, основанной на соблюдении принципов и правил GMP и периодическом инспектировании производственных участков, позволяющем удостовериться в соблюдении требований GMP (Директива 91/356/ЕЕС);
надежной надлежащей практике оптовой реализации лекарственных средств (GDP), которую должны соблюдать дистрибьюторы (включая производителей), и на периодическом инспектировании, позволяющем удостовериться в соблюдении требований GDP (Директива 92/25/ЕЕС);
надежной системе эффективного независимого контроля качества, осуществляемого, главным образом, самим производителем (Директива 91/356/ЕЕС);
надежной эффективной системе надзора и санкций, принимаемых по результатам инспектирования (Директива 75/319/ЕЕС, глава V);
надежной эффективной системе фармаконадзора (Директива 75/319/ЕЕС, глава VI), не предусмотренной законодательством Украины.

3. Для того чтобы лекарственные средства украинских производителей попали на международный рынок, а импортируемые Украиной препараты имели надлежащее качество, Система сертификации качества лекарственных средств Украины должна быть реорганизована и базироваться на принятой в ЕС системе обеспечения качества.

4. Для реструктуризации работы фармацевтической промышленности Украины, в первую очередь, требуется реформа законодательной базы Украины. В соответствии с Указом Президента Украины от 11 июня 1998 г. № 615/98 “Об утверждении стратегии интеграции Украины в Европейский Союз” в Закон Украины “О лекарственных средствах” следует внести изменения в соответствии с положениями директив ЕС и четко установить сроки введения в действие отдельных законодательных положений после их опубликования.

Отсутствие строго определенных законом рамок деятельности органов государственной исполнительной власти, экспертных организаций, производителей и дистрибьюторов, соответствующих директивам ЕС, приводит в Украине к нарушениям международных норм относительно лекарственных средств, лишает промышленность стимулов и направления развития, сужает рынок лекарств для украинских производителей.

5. Работу по внедрению в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм, международных и европейских стандартов, план которой утвержден постановлением Кабинета Министров Украины, должны выполнять группы конкретных компетентных и квалифицированных специалистов с обсуждением проектов предлагаемых законодательных положений и стандартов в открытой печати и в соответствии с порядком, установленным Государственной системой стандартизации Украины.

(Продолжение анализа будет опубликовано в следующем номере журнала “Провизор”)





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика