Логотип журнала "Провизор"








Е. Шуванова, Ю. Кешишев

Современные информационные технологии в предоставлении коммерческой информации в фармации

журнал “Провизор”

В связи с большим потоком информации в фармацевтической отрасли нашли применение многочисленные информационные системы, повышающие эффективность работы предприятий всех уровней, занятых в производстве и снабжении населения лекарственными препаратами. Каждая из них в части информационного обеспечения является уникальной. Вместе с тем, они лишены универсальности, что не позволяет обмениваться информацией между отдельными системами.

Отсутствие на сегодняшний день в Украине единых требований к предоставлению фармацевтической информации значительно осложняет обмен информацией в электронном виде и приводит к значительным трудностям при ее обработке и использовании.

В редакции журнала “Провизор” ЧФ “Мегаполис” в связи с необходимостью обработки больших объемов коммерческой информации создан ряд программных продуктов, позволяющих автоматизировать процессы ввода, корректировки и использования данных о лекарственных препаратах.

Первым шагом в этой деятельности было создание системы по набору прайс-листов “Доктор Прайс”. Это позволило не только автоматизировать и упростить ввод прайс-листов, но и создать солидную базу данных, содержащую в себе информацию о торговых названиях, формах выпуска, фирмах-продавцах и предложениях медицинской продукции на рынке Украины.

База данных содержит информацию о лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, расходных материалах, парафармацевтических продуктах, лабораторном оборудовании и т. д. (всего 26 категорий). Структурно база разделена на 2 больших раздела: “Лекарственные препараты” и “Оборудование и материалы”. Описание “формы выпуска”, являющейся мельчайшей структурной единицей базы данных, для каждого из этих разделов различно. Это связано с тем, что информация, содержащаяся в разделе “Лекарственные препараты”, по структуре более однородна и может быть легко классифицирована по составляющим, а описания оборудования и материалов содержат параметры, которые трудно привести к единой форме. При описании формы выпуска лекарственного препарата используются следующие поля: торговое наименование, международное непатентованное наименование (INN), фирма-производитель (или страна фирмы-производителя), тип формы выпуска, фармакотерапевтическая группа, дозировка, единица измерения дозировки, емкость, тип упаковки, количество единиц в упаковке, категория. Описание “формы выпуска” в разделе “Оборудование и материалы” имеет упрощенный вид. Оно содержит торговое наименование, фирму-производителя (или страну фирмы-производителя), категорию и строку описания продукта. При создании базы данных был использован ряд кодификаторов: список типов форм выпуска, список типов упаковок, фирм-производителей, фармакотерапевтических групп и категорий. Все списки могут пополняться и корректироваться.

Описание формы выпуска лекарственного препарата
Описание формы выпуска лекарственного препарата

Одним из элементов базы данных является “База предложений”, использующая данные из разделов “Лекарственные препараты” и “Оборудование и материалы” и содержащая список фирм-продавцов и их прайс-листов. Эта часть информации в базе данных изменяется чаще всего.

Описание “формы выпуска” в разделе “Оборудование и материалы”
Описание “формы выпуска” в разделе “Оборудование и материалы”

На основе описанной базы данных были созданы несколько программ. Это уже упоминавшаяся выше система “Доктор Прайс”, ее следующая версия “Доктор Прайс II”, а также системы по обработке и анализу прайс-листов “Архивы Доктора Прайса” и “Архивы Доктора Прайса II”.

База данных постоянно совершенствуется. В описании “формы выпуска” лекарственного препарата для системы “Доктор Прайс II” появились новые поля: описание лекарственного препарата и сведения о регистрации, а при описании фирм-продавцов было введено поле “условия оплаты”. В новой версии системы прежняя фармакотерапевтическая классификация была заменена классификацией АТС, разработанной ВОЗ.

Система “Доктор Прайс II” содержит в себе справочники торговых и международных названий, аннотаций, фирм-производителей и продавцов, что позволяет ее использовать как информационно-справочную систему. Кроме того, она обладает функциями ввода и обработки коммерческой информации. Эта система в настоящий момент используется для подготовки к печати блока “Прайс-листы” журнала “Провизор” и для формирования архивов коммерческой информации, используемых системой “АДП II”.

Все прайс-листы, поступающие в редакцию “Провизора” для публикации, проходят стадию набора в системе “Доктор Прайс II”. В процессе набора происходит выбор из базы данных формы выпуска, совпадающей с формой выпуска лекарственного препарата в прайс-листе. Оператору остается добавить лишь цену. При этом имеется возможность добавления новых наименований и форм выпуска. Прайс-лист каждой фирмы хранится отдельно и обновляется по мере поступления новой информации. Все изменения, вносимые в базу данных системы, могут отслеживаться и корректироваться. Система “Доктор Прайс II” обладает рядом возможностей, позволяющих максимально упростить и ускорить работу оператора по набору прайс-листов. К ним относятся строка быстрого поиска при выборе торгового названия, одновременный выбор нескольких форм выпуска для одного торгового наименования, поиск препарата по прайс-листу, коррекция цены и т. д. Функция “проверка цен” позволяет быстро выявить и исправить опечатки в ценах, допущенные во время набора прайс-листов. Принцип ее работы: сравнение между собой цен на одинаковые формы выпуска. Система “Доктор Прайс II” поддерживает ведение статистики, что позволяет в любой момент получить информацию о количестве набранных позиций прайс-листов, фирм-прайсодателей, а также количестве наименований, форм выпуска и т. д.

Таким образом, вся ценовая информация о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения, поступающих в редакцию журнала “Провизор”, преобразуется в формат системы “Доктор Прайс ІІ”, после чего формируется отчет, предназначенный для публикации на страницах журнала.

Эта же информация используется и в электронной версии прайс-листов журнала “Провизор”. Электронная версия прайс-листов одного номера представляет собой архив основной базы системы “Доктор Прайс” с предложениями, опубликованными в одном номере журнала. Электронная версия прайс-листов включает в себя не только базу предложений, но и программу для их обработки. Первой системой для обработки архивов прайс-листов была система “Архивы Доктора Прайса”. Эта система, по сути своей, представляла “облегченный” вариант первой версии системы “Доктор Прайс” и позволяла эффективно работать с предложениями, опубликованными в одном из номеров. Кроме того, система позволяла вести список зарегистрированных архивов, что в сумме давало неплохой инструмент для автоматизированной обработки прайс-листов.

Со временем архивы накапливались, количество их возрастало, что натолкнуло на мысль о создании системы, которая могла бы обрабатывать сразу несколько архивов, производя не просто поиск предложений, а вычисляя некоторые статистические характеристики, которые позволили бы сделать выводы о тенденциях рынка. Результатом воплощения этой идеи в жизнь стала система “Архивы Доктора Прайса II”, которая соединила в себе достаточно простой интерфейс пользователя с мощными функциями поиска и обработки информации.

В режиме “поиск” система дает возможность быстро найти информацию при минимальном количестве исходных данных. Конструктор запросов позволяет комбинировать различные критерии поиска, создавая запросы любой сложности, получая искомый результат за очень короткий промежуток времени.

Результаты поиска могут быть представлены как в виде таблиц, так и в виде диаграмм и графиков, которые отражают количественные характеристики полученных данных. Наиболее интересной является возможность системы хранить и обрабатывать информацию, полученную в разное время, таким образом показывать изменения, происходящие во времени (например, количество предложений по конкретным позициям или колебания цены в течение месяца или нескольких месяцев).

Наряду с функциями поиска система обладает функциями анализа, давая возможность сравнить между собой ассортимент фирм-продавцов по количеству позиций, торговых наименований, фирм-производителей, чью продукцию они предлагают. Кроме того, может быть проведен анализ цен на совпадающий ассортимент.

В режиме анализа возможно обрабатывать информацию по торговым наименованиям препаратов или формам выпуска по следующим параметрам: количество предложений, фирм-продавцов, разброс цен и т. д. Все данные могут быть представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Система АДП-ІІ дает возможность составления заказов на продукцию, используя “Блокнот”, в который помещаются выбранные позиции из различных прайс-листов или отчетов, полученных в результате поиска.

Следует отметить, что подписчики системы АДП-ІІ имеют возможность оперативного получения коммерческой информации. Электронный вариант прайс-листов выходит в среднем на 7–9 дней раньше получения подписчиками соответствующего номера журнала “Провизор”.

Информация о ценах на лекарственные препараты изменяется очень быстро, поэтому в прайс-листах, публикуемых в различных периодических изданиях, оказывается очень много устаревших данных. Наиболее полно донести до пользователя коммерческую информацию можно, используя Internet. С июня 1999 года на web-страничке журнала “Провизор” размещается полный список предложений, публикуемый в журнале — более 24 тысяч позициий. Информация, размещаемая в Internet, обновляется 3 раза в неделю. Поисковая система дает возможность найти предложение по фрагменту торгового наименования. Кроме того, возможно указать регион, в котором должен производиться поиск. Результат поиска представляет собой список препаратов с указанием цен и фирм-продавцов с их координатами. Каждая позиция, для которой указаны условия оплаты — “предоплата”, “отсрочка платежа”, маркируется определенным цветом.

Размещение прайс-листов в Internet нашло большое распространение в мире, так как является наиболее оперативным и доступным средством. В Украине этот вид предоставления коммерческой информации пока еще нов, но очень перспективен.

Одной из самых насущных проблем в работе фармацевтических предприятий является учет движения товаров внутри фирмы. Сложность решения этой задачи связана с большим ассортиментом продукции (несколько тысяч наименований) и недостаточной оснащенностью техникой и специализированными программами. Как показывает анализ, хуже всего в отрасли оснащены компьютерами аптеки. Но самой серьезной проблемой является отсутствие определенных требований к записи данных.

Это ведет к ошибкам и путанице при обработке информации. Часто фирма, оснащенная оргтехникой и программой для ведения складского учета, испытывает трудности с анализом данных. Это связано с различным написанием одного и того же препарата или его формы выпуска. Даже такая мельчайшая деталь, как лишний пробел, наличие или отсутствие точки воспринимается машиной как отличие, а одинаковые препараты, соответственно, воспринимаются как разные.

В ЧФ “Мегаполис” сделана попытка решить эту проблему путем установки базы данных из системы “Доктор Прайс ІІ” в систему складского учета.

Со временем этот шаг должен помочь в решении проблемы унификации информации внутри фирмы.

Чтобы сделать возможным быстрый обмен информацией в фармации, необходимо создание единого информационного поля. Это подразумевает выработку единых стандартов к представлению информации, а именно перечня фармгрупп, форм выпуска, упаковок, фармакотерапевтическая классификация. В Украине в настоящий момент подобные стандарты отсутствуют. При создании электронных систем и баз данных разработчики по своему усмотрению создают кодификаторы, используют разнообразные классификации, в том числе зарубежные стандарты.

Разработка национальных стандартов для предоставления фармацевтической информации поможет упростить ее обработку и повысить эффективность работы всех предприятий отрасли, сделав возможным обмен данными в электронном виде.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика