Логотип журнала "Провизор"








Е. П. Пивень

Рынок антибиотиков цефалоспоринового ряда в Украине

Государственный научный центр лекарственных средств, г. Харьков

В настоящее время украинский рынок антибиотиков цефалоспоринового ряда представлен препаратами I, II, III и IV поколений. Их номенклатура состоит из 107 препаратов в форме порошков для инъекций, гранул для суспензий, таблеток и капсул. Наибольшее распространение в товарном ассортименте получили цефалоспорины в форме порошков для инъекций (58 препаратов). Их доля на рынке составляет 54%. Лекарственные средства в форме порошков и гранул для суспензий представлены 17 препаратами (16%). Лекарственные средства в виде таблетированных и капсульных форм составляют 30%.

В таблице 1 представлена товарная структура украинского рынка цефалоспоринов, из которой видно, что наибольшим количеством в товарном ассортименте представлены антибиотики I поколения (53 препарата, что составляет 50%). Наиболее часто предлагаются препараты, в состав которых входит цефазолин или цефалексин, что составляет в товарном ассортименте антибиотиков I поколения 26% и 55% соответственно.

Таблица1. Товарная структура украинского рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда
Поколение антибиотиков Основное действующее вещество Kоличество
препарaтов, ед.
1-е поколение цефазолин 14
цефалексин 29
цефалотин 3
цефрадин 1
цефадроксил 6
2-е поколение цефуроксим 6
цефаклор 9
цефамандол 1
цефокситин 4
3-е поколение цефтазидим 5
цефподоксим 1
цефотаксим 6
цефтриаксон 16
цефоперазон 4
цефпирамид 1
4-е поколение цефпиром 1

Несмотря на то, что цефалоспорины II поколения обладают повышенной активностью в отношении грамотрицательных бактерий и более широким спектром действия по сравнению с препаратами I поколения, на украинском рынке они представлены всего 20 наименованиями, что соответствует 18% в товарном ассортименте цефалоспоринов. В состав этих препаратов входят только четыре вида субстанций. 45% препаратов этого поколения основаны на цефаклоре.

Цефалоспорины III поколения на рынке Украины представлены 33 препаратами, что составляет 31% от товарного ассортимента. Наибольшее распространение получили препараты, основанные на цефтриаксоне (16 препаратов). Доля их в товарном ассортименте цефалоспоринов III поколения составляет 48%.

Цефалоспорины IV поколения представлены на украинском рынке только одним препаратом кейтен французской фирмы “Roussel Uclaf” в форме порошка для инъекций во флаконах, основанном на цефпироме. Лекарственные средства этой группы появились недавно в клинической практике и применяются в основном при тяжелых госпитальных инфекциях.

Лекарственные препараты цефалоспоринового ряда на рынке Украины представлены 39 фирмами из 23 стран, включая Украину. В таблице 2 приведена укрупненная фирменная структура украинского рынка антибиотиков группы цефалоспоринов с выделением доли каждой страны в товарном ассортименте. Из таблицы видно, что основной ассортимент этих антибиотиков формируется за счет препаратов Индии (19% от общего количества наименований), США (10%), Великобритании (7%), Португалии (7%) и Австрии (6%). Препараты Украины, Италии, Швейцарии и Югославии занимают по 5% в товарном ассортименте рынка. Среди ведущих стран мира лидером по количеству представленных в Украине препаратов являются США (14 препаратов) и Великобритания (9 препаратов). В то же время такие ведущие страны в области производства фармацевтических препаратов, как Франция, зарегистрировали в Украине только три своих препарата, а Япония — один.

Таблица 2. Фирменная структура украинского рынка антибиотиков группы цефалоспоринов
№ п/п Страна

Kоличество фирм

Доля страны
в товарном ассортименте, %

1. Австрия

1

6,0

2. Болгария

1

3,0

3. Великобритания

2

7,0

4. Венгрия

2

2,0

5. Германия

2

3,0

6. Индия

6

19,0

7. Иордания

1

1,0

8. Израиль

1

3,0

9. Kанада

1

2,0

10. Италия

2

5,0

11. Латвия

1

1,0

12. Македония

1

2,0

13. Португалия

1

7,0

14. Польша

2

2,0

15. Словения

2

3,0

16. Словакия

1

2,0

17. США

2

10,0

18. Украина

3

5,0

19. Финляндия

1

3,0

20. Франция

2

3,0

21. Швейцария

2

5,0

22. Югославия

1

5,0

23. Япония

1

1,0

  Итого

39

100,0

Отечественной промышленностью Украины освоено шесть препаратов цефалоспоринов (с учетом дозировки) на трех химико-фармацевтических предприятиях: АО “КиевМедПрепарат”, НПЦ “Борщаговский ХФЗ” и ОАО “Фармак”. Однако в настоящее время выпуск осуществляется только на первых двух предприятиях. Это четыре наименования препаратов I и III поколений: цефазолина натриевая соль пор. д/инъекций по 1 г; цефалексин капсулы 0,25 № 20; цефтриаксона натриевая соль пор. д/инъекций по 0,5 г; цефотаксима натриевая соль пор. д/инъекций по 1 г.

По количеству фирм-производителей, присутствующих на одном сегменте рынка, можно судить о его привлекательности с точки зрения получаемых доходов, которые, как правило, связаны с уровнем спроса и цен на препараты. В таблице 3 приведена фирменная структура рынка цефалоспоринов в разрезе поколений, из которой видно, что наиболее привлекательными сегментами по количеству работающих на них фирм являются сегменты антибиотиков I и III поколений.

Таблица 3. Фирменная структура сегментов украинского рынка цефалоспоринов в разрезе поколений
Сегмент рынка (поколение цефалоспоринов) Kоличество стран, ед. Kоличество фирм-производителей, ед.
1-е поколение 19 28
2-е поколение 7 8
3-е поколение 12 16
4-е поколение 1 1

С препаратами I-го поколения на рынке Украины работают 28 фирм из 19 стран. Наибольшим количеством фирм по производству антибиотиков I поколения представлена Индия — шесть фирм. В Украине цефалоспорины этого поколения освоены на трех предприятиях. На сегменте антибиотиков III поколения работают 16 фирм, одна из которых украинская (АО “КиевМедПрепарат”), от 12 стран. Антибиотики II-го поколения поставляются в Украину восемью фирмами-производителями из 7 стран. Менее всего освоен рынок антибиотиков IV поколения, на котором в настоящее время работает только одна фирма.

Наиболее привлекательным сегментом по количеству работающих фирм среди антибиотиков I поколения являются препараты на основе цефалексина — их поставляют на украинский рынок 16 фирм. Среди антибиотиков II-го поколения наиболее привлекательными являются препараты на основе цефаклора — их поставляют 4 фирмы, а среди антибиотиков III поколения — препараты на основе цефтриаксона (семь фирм). Наименее привлекательными в настоящее время являются сегменты рынка препаратов на основе цефуроксима, цефамандола, цефподоксима, цефпирамида, цефпирома — каждый из них поставляется одной фирмой. Следует принимать во внимание, что сегменты рынка, на которых работает значительное количество фирм, всегда отличаются более жесткой конкуренцией от мало освоенных сегментов, так как последние могут иметь входные барьеры, характеризоваться более низким уровнем спроса и меньшей доходностью.

Как показал анализ ценовой структуры украинского рынка уровень оптовых цен на цефалоспорины находится в широком диапазоне — от 2,6 до 37,0 грн. за флакон. Учитывая, что большая часть цефалоспоринов представлена на рынке во флаконах в форме порошков для инъекций от 0,25 г до 1,5 г и разным количеством в упаковке (от № 1 до № 10), для обеспечения сопоставимости цен и устранения влияния количества препарата в упаковке на ее уровень проводился пересчет оптовых цен препаратов на флакон по 1 г № 1.

Среди цефалоспоринов в форме порошков для инъекций наиболее низкие цены при наиболее узком диапазоне их разброса наблюдаются у препаратов I-го поколения — от 2,6 до 6,0 грн. Наиболее дешевые препараты этого поколения (до 3 грн.) поставляются на рынок отечественными производителями и Индией. Стоимость препаратов развитых стран находится в диапазоне от 3 до 6 грн. Стоимость препаратов II поколения значительно выше стоимости I поколения и находится в относительно нешироком диапазоне — от 7,0 до 12,0 грн. Препараты этого поколения поставляются ведущими странами в области фармации.

Цены на препараты III поколения на рынке Украины представлены в наиболее широком диапазоне — от 3,0 до 37,0 грн. Наиболее низкий уровень цен на препараты этого поколения характерен для отечественных, французских и германских производителей. В группу с ценой от 3 до 6 грн. входят французский и германский препарат клафоран, а также цефтриаксона и цефотаксима натриевая соль АО “КиевМедПрепарат”. Препараты III поколения с ценой, превышающей 6 грн., на рынок Украины поставляются как ведущими странами в области фармации, так и развивающимися. Препарат IV поколения кейтен на рынке Украины идет по оптовой цене 25 грн. за флакон.

Изложенное свидетельствует, что среди цефалоспоринов на украинском рынке наиболее дешевыми являются препараты отечественного и индийского производства. Ведущие фармацевтические фирмы в ценовой стратегии, как правило, придерживаются уровня высоких цен. Об этом свидетельствуют средние индексы цен зарубежных и отечественных препаратов, рассчитанные для цефалоспоринов I и III поколения. Они находятся на уровне 1,8 и 3,2 соответственно.

Таким образом, в настоящее время среди антибиотиков цефалоспоринового ряда, представленных на рынке Украины, отечественной промышленностью выпускается только четыре наименования препаратов. При этом полностью отсутствуют отечественные цефалоспорины II и IV поколений. Проведенные исследования позволяют сделать вывод: ассортимент отечественных цефалоспоринов относительно узкий и может быть расширен за счет создания и введения в производство препаратов с наиболее высоким терапевтическим эффектом. Следует также отметить, что в Украине наметился относительно устойчивый рост всех основных заболеваний, при лечении которых используются цефалоспорины. Средний индекс заболеваемости за период с 1995 по 1997 годы составил 2,1, что свидетельствует о потенциальном росте уровня потребительского спроса на эту группу препаратов. Учитывая, что отечественные препараты значительно дешевле импортных, расширение производства украинских цефалоспоринов позволит улучшить медикаментозное обеспечение.

Итогом проведенных маркетинговых исследований явилась разработка программы создания и внедрения в производство антибиотиков цефалоспоринового ряда. Проведена также оценка уровня спроса и экономической целесообразности создания выбранных препаратов. Это позволило сформировать программу из тех перспективных антибиотиков цефалоспоринового ряда, которые при организации их выпуска дадут высокий не только терапевтический, но и экономический эффект, т. е. они будут выгодны для предприятий в коммерческом аспекте.

Таким образом, разработке и внедрению в производство лекарственных средств должны предшествовать комплексные маркетинговые исследования, направленные на оценку конкурентоспособности предлагаемых к внедрению препаратов на украинском рынке. В ГНЦЛС накоплен опыт проведения такого рода исследований, что позволяет предлагать химико-фармацевтическим предприятиям высокоэффективные разработки.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика