Логотип журнала "Провизор"








Романенко В. И., заведующий центральный районной аптекой

Аптека... что дальше?

Г. Знаменка Кировоградской обл.

В силу инертности мышления фармацевтическая среда, в отличие от медицинской, не выкристаллизовала свою элиту, которая бы на этапе формирования рыночных отношений могла оценить роль фармации в прошлом, а также оказывать воздействие на властные структуры и определять место фармации в настоящем.

Жесткая централизованная планово-распределительная система медикаментозного обеспечения показала свою полную несостоятельность во время кризиса 1992–93 годов, что привело к краху системы главного аптечного управления. Отсутствие центрального звена во время формирования новой законодательной базы, регулирующей фармацевтический рынок, привело к созданию ряда нормативных актов, в том числе Закона “О лекарственных средствах”, подзаконных актов по лицензированию, аккредитации и т. д. в виде, весьма далеком от соответствия правовой базе стран ЕС. В связи с этим наш законодатель окажется в затруднительном положении, чтобы согласно Указу Президента Украины № 615/98 от 11.06.98 года создать условия, необходимые Украине для вступления в ЕС к 2007 году.

Следствием принятой нормативной базы стало резко возросшее количество аптек и оптовых фирм. При этом не была проведена приватизация существующей государственной и коммунальной аптечной сети. Проблема передачи аптек в собственность коллективов или отдельных фармацевтов, по примеру бывшей ГДР, Эстонии и др. государств, для нашей власти, на словах исповедующей рынок, осталась нерешенной. В то же время, в основе законодательства стран ЕС, касающегося аптек, лежит Копенгагенская декларация (1994 год), принятая Европейским форумом фармацевтических обществ. Она определяет исходные моменты фармацевтической деятельности:

фармацевты являются собственниками аптек;
чтобы стать собственником и руководителем аптеки, необходимо иметь соответствующую квалификацию (диплом);
количество аптек ограничено законом;
термин “Аптека” относится только к тем учреждениям, которые соответствуют определенным требованиям.

Так, в “Законе об аптеках” ФРГ основными положениями являются следующие:

  1. Фармацевт призван надлежащим образом снабжать население лекарственными средствами. Тем самым он служит здоровью отдельного человека и всего народа.

На основании полученного фармацевтом образования (причем подразумевается дальнейшее повышение его квалификации) государство делегирует ему профессиональные обязанности, за выполнение которых специалист несет личную ответственность. Как дополнительный стимул оптимизации процесса лекарственного снабжения законодательством ФРГ персональная ответственность увязывается с экономической гарантией частного предпринимательства. Эта гарантия обеспечивается путем запрета на множественную и не свойственную профессии (чуждую) собственность; на скрытое компаньонство; на противоречащее Закону влияние на свободно принимаемые, обоснованные с позиции фармации решения по поводу ведения дел в аптеке. Кроме того, государство гарантирует аптекам монополию на лекарственные средства, входящие в обязательный аптечный ассортимент; а также устанавливает равноценные и твердые цены на лекарственные средства. Фармацевт работает преимущественно как лицо свободной профессии, самостоятельно принимает решения, сохраняет хозяйственную независимость, но действует на свой страх и риск.

  1. Принципы свободы частного предпринимательства применительно к аптечному делу позволяют каждому фармацевту по собственной инициативе открыть новую аптеку или приобрести действующую аптеку. Фармацевт лично руководит аптекой, в том числе и ее хозяйственной деятельностью.

Лицензирование аптечной деятельности проводится, как правило, местными органами власти по согласованию с органом аптечного самоуправления.

В Украине, вследствие “лицензионного” контроля за фармацевтической деятельностью, появилось множество субъектов предпринимательства в сфере розничной реализации медикаментов, присутствие которых не обусловлено ни демографической, ни социальной, ни экономической целесообразностью, и корни столь пышного расцвета лежат вне национального правового поля, не говоря уже о правовых нормах Европейского Союза.

Стремлением лицензировать все и вся наш чиновник придумывает свое, родимое, как, например, лицензии бывшего Госкоммедбиопрома и желание вновь созданного национального агентства выдавать лицензии на право изготовления лекарств в условиях аптеки. В соответствии с директивой 89/34 I/EC лицензии не требуются для: лекарственных препаратов, приготовленных на основе магистральной формулы (любой лекарственный препарат, приготовленный в аптеке в соответствии с рецептом для конкретного пациента) и официнальной формулы (любой лекарственный препарат, приготовленный в аптеке в соответствии с требованиями Фармакопеи и предназначенный для непосредственного обеспечения пациентов).

Украинское поле оптовой торговли медикаментами имеет существенное различие с принятой директивой Совета ЕС “О правилах оптовой реализации лекарственных препаратов для человека”. Многие фирмы, занимающиеся этим видом деятельности, не гарантируют необходимого ассортимента лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей человека. Прямое противоречие директиве состоит в том, что если предприятие создано для оптовой реализации лекарственных препаратов, то... “исключается отпуск лекарственных препаратов населению”.

Важнейшим средством регуляции количества субъектов предпринимательской деятельности в фармацевтическом секторе являются органы аптечного самоуправления — общества, ассоциации, аптечные палаты и т. д., причем эти органы объединяются, как правило, по формам осуществления деятельности —

общество больничных фармацевтов, общество общедоступных или независимых аптек, ассоциация частных аптекарей и т. д. Именно по согласованию с профессиональным объединением производится лицензирование фармацевтической деятельности, и никак не на 3 года. Созданная фармацевтическая ассоциация Украины, не имеющая сети региональных структур, оказалась по существу нежизнеспособной, и сам факт ее создания уже не соответствует общеевропейским нормам. Отечественные производители лекарств никак не могут быть основателями ассоциации фармацевтов — им необходима своя собственная национальная ассоциация, чтобы получить членство в Европейской федерации ассоциаций фармацевтических производителей. Под эгидой профессиональных объединений фармацевтов должна производиться аттестация членов ассоциации, а уж в любом случае не облздравотделами.

Один из самых дискуссионных вопросов на сегодня — аккредитация аптечных учреждений. Не будем касаться юридических аспектов аккредитации, где много спорного и несоответствующего нормам права. Остановимся на том, что аккредитация — дело добровольное. Она имеет значение как элемент страховой медицины для лечебно-профилактических учреждений в случае заключения страхового договора.

Место и роль аптеки в медицинском страховании пока еще неясна, и единственным разрешительным актом ее деятельности должна быть лицензия. Это определяет Указ Президента Украины о внедрении разрешительной системы в сфере предпринимательства 539/99 от 20.05.99 года, согласно которому “Единственным документом разрешительного характера, дающим право на занятие определенным видом предпринимательской деятельности, подлежащей ограничению согласно законодательству, является лицензия”.

Мы не можем затронуть все бесчисленное множество вопросов фармацевтической деятельности (препараты безрецептурного отпуска (ОТС), контроль цен, приведение к требованиям ЕС системы подготовки фармацевтов и т. д.). Мы констатируем как факт, что избрав путь интеграции в Европейский дом Украина придет туда, где все определено общими для всех обязательными стандартами, поэтому коль скорее мы адаптируем собственную законодательную базу, тем быстрее займем подобающее место в цивилизованном сообществе.

Безусловно, ответы на многие вопросы, если они будут подняты, сможет дать V съезд фармацевтов Украины. Именно он должен определить стратегию развития аптечного дела в Украине. Проявить волю в решении своих проблем, занять активную позицию — дело чести фармацевтов.

В единстве мы решим многое, в одиночестве — обречены.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика