Логотип журнала "Провизор"








В. П. Георгиевский, Н. А. Ляпунов,
Е. П. Безуглая, А. Г. Пиотровская

О возможности гармонизации системы сертификации лекарственных средств в Украине с нормами Европейского Союза

Фармакопейный комитет,
Государственный научный центр лекарственных средств

Сертификация (sertification) — это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе [1].

Необходимым условием для сертификации является наличие системы сертификации (sertification system), располагающей собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Сертификация определенных видов продукции (например, лекарственных средств) требует наличия системы сертификации однородной продукции (процессов, услуг) (sertification scheme), которая предполагает применение одних и тех же стандартов и правил, а также одной и той же процедуры [1]. При этом должна быть разработана схема сертификации, определяющая состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации соответствия.

Система сертификации однородной продукции в обязательном порядке предполагает наличие органа по сертификации. Центральный орган, который управляет данной системой сертификации и осуществляет надзор за ней, может уполномочить на осуществление определенных видов деятельности в рамках системы сертификации другие аккредитованные им органы, если это предусмотрено законодательством и правилами системы.

Общепризнанную систему сертификации лекарственных средств разработала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (WHO Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce) [2]. В ее рамках осуществляются следующие основные взаимосвязанные виды деятельности:

лицензирование лекарственных средств, производителей и оптовых поставщиков (лицензирование лекарственных средств включает в себя вид деятельности, который в Украине называется регистрацией);
производство лекарственных средств в соответствии с надлежащей производственной практикой (good manufacturing practice — GMP);
независимый контроль качества лекарственных средств;
инспектирование предприятий и оценка выполнения надлежащей производственной практики;
выдача требуемых сертификатов;
расследование рекламаций и уведомление соответствующих органов о серьезных дефектах качества лекарственных средств и связанной с их применением потенциальной опасности.

Участие в Системе сертификации ВОЗ и выполнение ее положений является необходимым условием для экспорта лекарственных средств в другие страны, участвующие в этой Системе. Безусловно, каждая страна или регион имеют право на создание своей организационной структуры — системы взаимодействующих органов, центров и организаций, выполняющих в рамках Системы отведенные им функции. Однако при этом должны эффективно выполняться все основные виды деятельности, предусмотренные Системой сертификации ВОЗ.

В настоящее время законодательно утверждена стратегия интеграции Украины в Европейский Союз (ЕС) (Указ Президента Украины от 11 июня 1998 г. № 615/98 «Об утверждении стратегии интеграции Украины в Европейский Союз», Постановление Кабинета Министров Украины от 12 июля 1998 г. № 852 «О внедрении механизма адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза»). Поэтому Украина должна привести в соответствие с требованиями ЕС и свою систему сертификации лекарственных средств.

Сертификация лекарственных средств в ЕС включает все основные виды деятельности, предусмотренные системой сертификации, разработанной ВОЗ. Принципы, правила и процедуры сертификации лекарственных средств введены законодательно постановлениями и директивами Совета и Комиссии ЕС [3, 4]. Так, в ЕС выдача торговой лицензии (регистрационного удостоверения) на препарат предусмотрена Директивой Совета ЕС 65/65/ЕЕС, требования к регистрационному досье на лекарственное средство — Директивой Совета ЕС 75/318/ЕЕС, требования к оценке заявки, экспертизе регистрационного досье, лицензированию производства и импорта из третьих стран, надзору и санкциям, фармаконадзору (пострегистрационному мониторингу) — Директивой Совета ЕС 75/319/ЕЕС.

В государствах ЕС общие требования к органам по сертификации, контролирующим органам, испытательным лабораториям и органам по их аккредитации определяют Европейские стандарты EN серии 45000. В Украине эти стандарты введены в действие Госстандартом в 1998 г. как стандарты ДСТУ EN серии 45000 [5].

Цель настоящей публикации — рассмотреть возможные пути гармонизации системы сертификации лекарственных средств Украины с положениями системы сертификации, разработанной ВОЗ и принятой в ЕС. Это предполагает, что все виды деятельности по сертификации потребуется организовать в соответствии с законодательными положениями ЕС и стандартами ЕN (в первую очередь), а также в соответствии с документами Системы сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S) и ВОЗ.

Одним из шагов, сделанных в этом направлении, является создание Указом Президента Национального агентства по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее Агентство).

Агентство, учитывая поставленные перед ним задачи, должно стать центральным органом по сертификации трех различных видов продукции: лекарственных средств, продуктов питания и изделий медицинского назначения. В соответствии с этим необходимо создать три различные системы сертификации однородной продукции. В данной статье изложено мнение авторов относительно организации в Украине системы сертификации лекарственных средств.

схема 1
Схема 1. Виды деятельности в рамках системы сертификации лекарственных средств (ЛС)

На схеме 1 представлена взаимосвязь между основными видами деятельности, которые должны осуществляться в рамках системы сертификации лекарственных средств. Чтобы осуществить все эти виды деятельности, центральный орган по сертификации (Агентство) должен создать ряд научно-экспертных органов. В соответствии с установленной процедурой Минздрав и/или Агентство должны делегировать им полномочия, необходимые для выполнения определенных видов деятельности, что предусмотрено п. 6 (г) ДСТУ EN 45011–98 . При этом должна быть четко определена взаимосвязь между функциями уполномоченных органов, связанными с экспертизой и инспектированием, с одной стороны, и деятельностью Агентства по сертификации, с другой стороны, как это предусмотрено п. 7 (а) ДСТУ EN 45011–98. Например, уполномоченные научно-экспертные органы по заданию Агентства проводят экспертизу и инспектирование, после чего представляют ему экспертные заключения и отчеты. Агентство по результатам экспертизы принимает решения о выдаче или аннулировании следующих разрешительных документов: регистрационного удостоверения, сертификата лекарственного средства, заявления о лицензионном статусе, лицензии на производство, лицензии на оптовую или розничную реализацию, свидетельства об аккредитации и др.,— а также осуществляет деятельность по их оформлению, выдаче и составлению соответствующих реестров.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что кроме организационной структуры центрального органа по сертификации (Агентства) должна быть организационная структура в рамках всей системы сертификации лекарственных средств, позволяющая охватить все основные виды деятельности. Пример такой организационной структуры, рациональной с нашей точки зрения в настоящее время в Украине, приведен на схеме 2.

схема 2
Схема 2. Организационная структура системы сертификации лекарственных средств (ЛС) в Украине и международное сотрудничество в области сертификации ЛС

Для регистрации лекарственных средств в первую очередь необходима всесторонняя независимая и квалифицированная экспертиза регистрационного досье, которую в настоящее время могут проводить три экспертных органа, имеющие следующие функции:

Государственный научно-экспертный центр лекарственных средств (ранее Фармакологический комитет)

экспертиза III и IV частей регистрационного досье: материалов доклинических (фармакологических и токсикологических) и клинических исследований;
контроль качества образцов лекарственных средств, предназначенных для клинических испытаний;
инспектирование лабораторий на соответствие GLP и клинических баз на соответствие GCP;
фармаконадзор (пострегистрационный мониторинг) за безопасностью ЛС;
создание руководящих документов, регламентирующих доклинические и клинические испытания;
аттестация и аккредитация экспертов и аудиторов.

 

Государственный научный центр фармацевтической экспертизы (реорганизованный Фармакопейный комитет)

экспертиза II части регистрационного досье: материалов фармацевтической разработки, аналитической и технологической документации;
проверка соответствия II части регистрационного досье условиям производства и GMP;
пострегистрационный периодический надзор за производством лекарственных средств;
контроль качества образцов регистрируемых лекарственных средств;
проверка аналитических методик;
создание Государственной фармакопеи Украины и руководящих документов, регламентирующих аналитическую и технологическую документацию, а также производственную практику;
аттестация и аккредитация экспертов и инспекторов.

Государственный научно-экспертный центр биологических лекарственных средств (реорганизованный Комитет по иммунобиологическим препаратам)

экспертиза регистрационного досье на биологические лекарственные средства (II–IV части);
инспектирование лабораторий на соответствие GLP, клинических баз на соответствие GCP, производителей на соответствие GMP;
пострегистрационный периодический надзор за производством биологических лекарственных средств;
контроль качества биологических лекарственных средств;
фармаконадзор (пострегистрационный мониторинг) за безопасностью биологических ЛС;
создание руководящих документов, регламентирующих требования к биологическим препаратам и их производству;
аттестация и аккредитация экспертов, аудиторов и инспекторов.

Указанные контролирующие органы могут работать как хозрасчетные организации и в соответствии с п. 4.6 ДСТУ EN 45004–98 должны иметь отдельные расчетные счета.

При наличии таких экспертных центров Агентство как центральный орган по сертификации осуществляет:

оценку I части регистрационного досье;
принятие решений о регистрации или отказе в регистрации лекарственного средства на основании результатов экспертизы II, III и IV частей регистрационного досье и результатов инспектирования производственного участка;
выдачу регистрационных удостоверений;
управление фармаконадзором и пострегистрационным надзором, включая инспектирование, а также принятие санкций.

В соответствии со ст. 5 Директивы 75/319/ЕЕС при экспертизе регистрационной документации (в частности, части II досье) необходимо гарантировать, чтобы компетентные уполномоченные органы установили соответствие между регистрационной документацией и условиями производства, а также между описанными методами и контролем качества. В связи с этим рационально, чтобы Государственный центр фармацевтической экспертизы и Государственный центр экспертизы биологических лекарственных средств при экспертизе регистрационной документации проводили проверку производственных участков на соответствие условий производства регистрационному досье и требованиям GMP. Поэтому в организационных структурах двух указанных государственных центров целесообразно предусмотреть подразделения, проводящие инспектирование предприятий.

Поскольку во II части регистрационного досье аналитическая документация в большинстве случаев представлена монографиями фармакопей, Государственный центр фармацевтической экспертизы должен включать структурное подразделение, связанное с разработкой Государственной фармакопеи Украины. Все три научно-экспертных органа должны пересмотреть требования к структуре регистрационного досье и привести ее в соответствие с приложением к Директиве 75/318/ЕЕС. Кроме того, они должны составить информационные материалы для заявителей аналогично документу «Notice for Applicants», разработанному Европейским агентством по оценке лекарственных средств (ЕМЕА), и внести изменения в процедуру экспертизы в соответствии с требованиями Директивы 75/319/ЕЕС и стандартов EN серии 45000.

Лицензирование производства лекарственных средств предусмотрено ст. 16 Директивы 75/319/ЕЕС и в соответствии со ст. 18 этой же директивы может осуществляться только на основании инспектирования. После выдачи лицензии на производство и регистрацию препарата компетентный уполномоченный орган должен осуществлять периодическое инспектирование производителей на соответствие производства регистрационному досье и условиям лицензии (ст. 26 Директивы 75/319/ЕЕС), а также требованиям GMP (ст. 17 Директивы 75/319/ЕЕС и ст. 3 Директивы 91/356/ЕЕС). Это также подтверждает необходимость создания подразделений, проводящих инспектирование предприятий. Требования к системе качества таких подразделений (инспекций по GMP) изложены в документе РН 7/94 «Рекомендации для стран-участниц PIC в отношении требований к системе качества Инспекций, проводящих инспектирование на соответствие GMP», разработанном Конвенцией по фармацевтическим инспекциям (PIC) на основании стандарта EN 45012.

Лицензирование и инспектирование дистрибьюторов лекарственных средств предусмотрено ст. 3 Директивы Совета ЕС 92/25/EEC «О правилах оптовой реализации лекарственных препаратов для человека». Орган по сертификации должен уполномочить инспектировать дистрибьюторов соответствующий комитет или создать такое подразделение в своей организационной структуре.

Орган по сертификации должен уполномочить комитет или иметь в своей организационной структуре отдел по аккредитации контрольных лабораторий, соответствующий стандарту EN 45003 «Общие требования к органам по аккредитации лабораторий». Официальные контрольные лаборатории должны отвечать требованиям документа РН 2/95 «Рекомендации по системе качества для официальных лабораторий по контролю качества», который разработан Конвенцией по фармацевтическим инспекциям на основании стандарта EN 45000.

Агентство и/или уполномоченные им органы должны также проводить аттестацию персонала с целью аккредитации экспертов, аудиторов и инспекторов по требованиям стандарта EN 45013.

Предлагаемая организационная структура и стратегия гармонизации с Европейскими положениями позволит участвовать национальному органу по сертификации в Системе сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S), представлять Украину в Системе сертификации лекарственных средств для международной торговли, разработанной ВОЗ, в Соглашении о сотрудничестве между компетентными органами по лицензированию лекарственных препаратов государств, ассоциированных с Европейским Союзом (CADREAC), с EMEA, а также с уполномоченными национальными органами государств ЕС и других стран.

Деятельность органа по сертификации, организованная в соответствии с требованиями ЕС, будет стимулировать развитие отечественной фармацевтической промышленности, способствовать расширению рынков сбыта препаратов, производимых в Украине, а также повышению качества импортируемых лекарств.

Нормативные и библиографические ссылки

  1. ДСТУ 2462-94. Сертификация. Основные понятия. Термины и определения.— К.: Госстандарт Украины, 1994.— 26 с.
  2. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fourth Report. Geneva, World Health Organization, 1996, Annex 10: 155–177 (WHO Technical Report Series, № 863).
  3. Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор/Под ред. В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкого.— К.: МОРИОН Лтд, 1998.— 384 с.
  4. Надлежащая производственная практика лекарственных средств/Под ред. Н. А. Ляпунова, В. А. Загория, В. П. Георгиевского, Е. П. Безуглой.— К.: МОРИОН, 1999.— 896 с.
  5. Сертификация и аккредитация: Сборник стандартов серии EN 45000 (ДСТУ EN 45001–98 — ДСТУ EN 45004-98, ДСТУ EN 45011-98, ДСТУ EN 45012-98, ДСТУ EN 45014-98).— К.: Госстандарт Украины, 1998.— 244 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика