Логотип журнала "Провизор"








Александр Листопад

Косметические средства в структуре фармацевтического рынка

журнал «Провизор»

За последние 3–5 лет косметические средства, преимущественно импортного производства, заняли определенные позиции и на фармацевтическом рынке. Это средства для повседневного ухода за волосами и кожей, а также по уходу за проблемной и увядающей кожей, поврежденными и ослабленными волосами и т. д. На потребительском рынке Украины ассортимент косметических средств значительно шире и представлен такими фирмами-производителями, как «Procter & Gamble», «Forte Sweden», «Oriflame», «Johnson & Johnson», «Schwarzkopf», «L’Oreal» и т. д.

Анализ предлагаемого ассортимента косметических средств на фармацевтическом рынке Украины за май 1999 года проводился на базе данных электронной версии прайс-листов «Архивы Доктора Прайса II» (журнал «Провизор»), «Фармбюллетеня», еженедельника «Аптека», «Инфофарма». Также использовались рекламные материалы ведущих зарубежных фирм-производителей, выпускающих косметические средства. Наибольшая часть рынка принадлежит косметическим средствам, произведенным фирмами «Lek» и «KRKA» (более 50% от общего ассортимента средств на фармацевтическом рынке). Остальная часть номенклатуры приходится на средства таких фирм-производителей, как «Discos», «Beiersdorf», «Slovakofarmа», «Oligopharma»,«Naturwaren», «Schering-Plough».

Анализ предложений по некоторым косметическим средствам, предлагаемым на фармацевтическом рынке Украины в мае 1999 года
№ п/п Торговое название косметического средства, форма выпуска, фирма-производитель Кол-во предло-
жений
Средняя цена, грн d цен на рынке Цены
min цена max цена индекс цен
Green Line Balans (Lek)
1 крем дневной 50 мл 5 15,37 11,45 10,92 22,37 2,05
2 крем ночной 50 мл 4 11,87 1,89 10,92 12,89 1,17
3 молочко очищающее 200 мл 5 8,87 1,41 8,09 9,50 1,17
4 тоник освежающий 200 мл 3 8,33 2,45 7,36 9,81 1,33
Green Line Clear (Lek)
5 гель 125 мл бут. 7 9,54 5,74 7,39 13,13 1,78
6 крем косметический 20 мл 8 8,45 5,00 6,40 11,40 1,78
7 крем увлажняющий 3 мл 8 8,12 6,61 4,79 11,40 2,38
Green Line Hydroactive (Lek)
8 дневной защитный увлажняющий крем 50 мл 7 13,44 12,09 8,03 20,12 2,51
9 косметическое молочко 200 мл бут 7 11,35 5,40 9,37 14,77 1,58
10 крем ночной 50 мл бут 8 14,93 12,09 8,03 20,12 2,51
11 гель 30 мл 5 23,04 17,05 16,20 33,25 2,05
Green Line Natural (Lek)
12 освежающий тоник 200 мл фл 4 9,13 4,80 6,12 10,92 1,78
13 косметическое молочко 200 мл бут 7 9,34 3,37 7,40 10,77 1,46
14 крем вокруг глаз 15 мл 7 9,75 8,70 6,37 15,07 2,37
15 крем защитный 50 мл бан. 3 16,37 12,62 11,37 23,99 2,11
16 тоник для чувствительной кожи 20 мл бут. 8 7,10 5,64 5,12 10,76 2,10
Green Line Vitaminic (Lek)
17 гель 30 мл фл. 6 16,94 10,64 11,86 22,50 1,90
18 крем дневной 50 мл 10 15,71 10,97 11,40 22,37 1,96
19 крем ночной 50 мл 7 15,04 8,98 11,40 20,38 1,79
20 крем вокруг глаз 15 мл фл. 4 12,36 9,78 7,99 17,77 2,22
21 молочко очищающее 200 мл 7 10,74 7,11 7,99 15,10 1,89
«Vitaskin» (KRKA)
22 дневной крем нежирный № 2, 45 мл 5 5,54 1,72 4,77 6,49 1,36
23 полужирный № 9, 45 мл 4 4,74 3,54 2,95 6,49 2,20
24 крем против угрей № 7, 45 мл 7 8,08 7,69 4,20 11,89 2,83
25 крем косметический № 18 3 8,16 1,70 7,25 8,95 1,23
26 крем специальный № 15, 45 мл 4 4,43 3,39 2,95 6,34 2,15

Такие производители, как «Lek» и «KRKA» выпускают достаточно известные косметико-парфюмерные серии (схема № 1).

Некоторые парфюмерно-косметические серии фирм «Lek» и «KRKA»
Схема 1. Некоторые парфюмерно-косметические серии фирм «Lek» и «KRKA»

Их продукция имеет высокую репутацию на рынке, оформлена в едином стиле и имеет подробную, популярно написанную инструкцию по применению. Кроме того, на фармацевтическом рынке представлены и другие косметические серии. Например, «Nature Line» («Oligopharma»); «Cavill», «Repair»; «Syntony», «Tiozin» («Discos»); «pH-Ойцерин» («Beiersdorf») и т. д. Как и косметико-парфюмерные серии фирм «Lek», «KRKA», указанные средства также имеют высокие потребительские качества.

Фармацевтические фирмы предлагают на рынке и отечественные косметические средства. Это продукция таких производителей, как «Фитофарм», «Виола», «ЭЙМ», «Ароматика» и другие.

Косметические средства по уходу за волосами представлены, в основном, продукцией фирм «Discos»; «Beiersdorf»; «Naturwaren»; «KRKA», «LEK» и «Schering-Plough» (схема № 2).


Схема 2. Анализ импортных косметических средств по уходу за волосами, предлагаемых фармацевтическими фирмами-продавцами в Украине

  1. моделирующие гели, лаки, пенки 6,67%
  2. шампуни, лосьоны, жидкости и прочие средства для ухода за волосами с перхотью 19,70%
  3. средства по уходу за химически поврежденными волосами 20,30%
  4. средства по уходу за ослабленными и хрупкими волосами 23,33%
  5. средства для повседнего ухода за волосами 30,00%

В наибольшем ассортименте имеются средства для повседневного ухода за волосами, а также по уходу за химически поврежденными и ослабленными волосами. Моделирующие гели, лаки, пенки представлены в меньшем ассортименте, так как они не являются характерными для фармацевтического рынка.

Косметические средства по уходу за кожей можно условно разделить по области применения; показаниям к использованию и технологической форме выпуска (схема № 3). Анализ ассортимента по указанным критериям показал следующее. По области применения преимущественно на рынке предлагаются средства по уходу за кожей лица, шеи (в среднем 68,6%, от исследуемой номенклатуры). По показаниям к применению косметика для ежедневного ухода и солнцезащитные средства составляют 25,9% и 26,9% соответственно. Детская косметика составляет на рынке около 11,5%. Большей частью косметические средства выпускаются в виде кремов (дневных, ночных, нежирных, полужирных, питательных, защитных и т. д.), которые составляют в предлагаемом ассортименте около 39,8%. Существенная доля приходится на тоники, гели, масла, а также косметическое молочко, применяемые для защиты от солнечных ожогов, для ухода за проблемной и увядающей кожей. Как видно, данные средства в достаточной степени отвечают требованиям потребительского рынка.

Исследование ассортимента косметических средств по уходу за кожей, предлагаемых на фармацевтическом рынке Украины
Схема 3. Исследование ассортимента косметических средств по уходу за кожей, предлагаемых на фармацевтическом рынке Украины
(цифрами указана % доля в анализируемом ассортименте)

На основании анализа предложений и цен можно отметить следующее:

чаще и в большем ассортименте предлагаются косметические средства крупными фирмами-продавцами;
ассортимент отличается однообразием наименований, т. е. имеет место дублирование ассортимента;
разброс цен значителен.

Всего косметические средства на фармацевтическом рынке предлагают около 65 фирм-посредников, сосредоточенных в крупных городах (схема № 4).

Исследование рынка предложений по импортным косметическим средствам в Украине
Схема 4. Исследование рынка предложений по импортным косметическим средствам в Украине (май 1999 года)

По количеству предложений лидерами являются фирмы «Випекс-фарм» (Киев), «Биокон» (Киев), «ТДК-ЧФ» (Харьков), «ВВС-ЛТД» (Киев), «Виктер-ООО» (Киев), «Оптима-фарм» (Киев), «Гастро-Корпорейшен» (Днепропетровск), «Фармимпекс» (Киев), «Береш-Вита» (Киев) и «Натурпродукт-Вега ООО» (Тернополь). На их долю приходится около 70% от всех предложений по косметическим средствам на фармацевтическом рынке. Следует указать и такие фирмы, как «Фалби» (Киев), «Аптеки МА» (Днепропетровск), «Ганза» (Киев), «Аптечный склад Данфарм» (Львов), «Скайлайн» (Киев). Предложения этих фирм-продавцов составляют более 8%. Остальные 22% от всех предложений приходится на 50 фирм, которые составляют около 77% от количества фирм, предлагающих на фармацевтическом рынке косметические средства. Среди исследуемых фирм-продавцов необходимо указать специализирующиеся на продаже косметики. В частности, это «ТДК-ЧФ», в ассортименте которой косметические средства составляют 100%.

Больше всего предложений по таким косметическим средствам:

10 и более предложений на рынке (Green line Vitaminic («Lek») крем дневной 50 мл)
от 5 до 9 предложений (Green Line Badans крем дневной 50 мл, Green Line Clear (Lek)) гель 125 мл, крем косметический 20 мл, крем увлажняющий и т. д.).
менее 5 предложений имеют средства косметических серий «Amai» (Lek); «Vitaskin» (Lek); «Nature Line» (Oligopharma); «Baby Bonaro» (KRKA) и т. д.

Для анализа цен на рынке были отобраны наименования косметических средств, имеющие количество предложений 3 и более (таблица № 1). Как указывалось ранее, разброс цен по определенным средствам значителен.

Так он может достигать более 10 гривень. Например, Green Line Hydroactive (Lek) крем дневной защитный 50 мл — 12,09 грн.; Green Line Balans (Lek) крем дневной защитный 50 мл — 11,45 грн. Минимальный интервал цен отмечался по таким наименованиям: Green Line Balans (Lek) молочко очищающее 200 мл — 1,41 грн.; «Vitaskin» (KRKA) крем № 2 дневной — 1,72 грн. и «Vitaskin» (KRKA) крем № 18 косметический — 1,70 грн.

В заключение следует отметить, что рынок косметических средств находится в стадии становления. Для его нормального развития необходимо решение как задач общеэкономического порядка, так и создание действенной нормативно-законодательной базы.

Литература

  1. «Фарм-бюллетень».—1999.— № 16–18.
  2. «Инфофарм».—1999.— № 5–7.
  3. Журнал «Провизор».—1999.— № 9–10, блок «Прайс-листы».
  4. Еженедельник «Аптека».—1999.— № 17–20.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика