Логотип журнала "Провизор"








В. В. Савенкова, О. А. Ляпунова, Л. А. Чайка

Новый отечественный препарат крем с бетаметазона валератом в лечении хронических распространенных дерматозов

Украинский НИИ дерматологии и венерологии,
Государственный научный центр лекарственных средств, г. Харьков

Отчетливый рост аллергических заболеваний кожи, в среднем на 5% ежегодно, увеличение удельного веса тяжелых клинических форм, приводящих к инвалидизации, учащение рецидивов дерматозов с увеличением их продолжительности и, как следствие, сокращение длительности ремиссии выдвигают проблему лечения аллергической патологии кожи на одно из первых мест в современной клинической медицине [1, 5].

Многообразие применяемых лекарственных средств при отсутствии желаемого клинического эффекта вновь и вновь побуждают теоретиков и клиницистов к поиску новых методов терапии этой патологии. Значительное место в лечении хронических дерматозов принадлежит рационально подобранной наружной терапии, среди которой особое место занимают локальные кортикостероидные препараты. Эта группа лекарственных средств коренным образом изменила существовавшие представления о возможностях наружной терапии дерматозов [7].

В настоящее время интерес к кортикостероидной терапии значительно возрос. Это связано с разработкой и внедрением в медицинскую практику сильных глюкокортикоидных препаратов для наружной терапии, обладающих более мощными противовоспалительными, а также противоаллергическими, противозудными, местноанестезирующими свойствами, антипролиферативным действием, чем препараты предыдущих групп [6].

В ряде случаев, особенно при тяжело протекающих гормонозависимых заболеваниях кожи, рационально подобранные средства наружной терапии с глюкокортикоидами дают настолько выраженный терапевтический эффект, что позволяют значительно снизить дозировку пероральных кортикостероидов или вовсе обойтись без них, тем самым предотвратить осложнения, вызванные гормональными препаратами для системного применения. При некоторых аллергических дерматозах отпадает необходимость в каком-либо другом, в т. ч. и общем лечении, если назначена адекватная стероидная наружная терапия.

На сегодняшний день глюкокортикоиды по силе их местного противовоспалительного действия разделяют на слабые (гидрокортизон), средней силы (преднизолон, флуокортолон), сильные (бетаметазона валерат, дексаметазон, триамцинолона ацетонид, флуметазона пивалат, флуоцинолона ацетонид, мометазона фуроат), очень сильные (клобетазола пропионат, хальцинонид) [9].

Предлагают также разделить глюкокортикоидные препараты для наружного применения на четыре поколения: первое — гидрокортизона ацетонид, второе — преднизолон, оказывающий средний по степени выраженности эффект, третье представлено обширным количеством фторированных глюкокортикоидов, которые обладают «сильным» или «очень сильным» местным действием; к четвертому поколению относятся «сильные» нефторированные глюкокортикоиды — гидрокортизона-17-бутират, мометазона фуроат [4].

Основные фармакологические эффекты стероидов кожи обусловлены их взаимодействием со стероидными рецепторами, находящимися в цитозоле клеток кожи. Выраженность этих эффектов определяется степенью связывания молекулы стероида со стероидным рецептором и увеличивается посредством эстерификации по С2, что приводит к увеличению растворимости молекулы стероидов в жирах — галогенизации.

В результате связывания молекулы стероида с рецептором отмечаются следующие три основных эффекта [2, 3, 10, 11]:

противовоспалительный — снижается метаболизм арахидоновой кислоты (исходного продукта каскада разнообразных ферментативных окислительно-восстановительных реакций;
вазоконстрикторный — освобождение под влиянием стероидов норадреналина из депо. Возможен опосредованный, не связанный с адренергическими механизмами путь, хотя эти вещества могут потенцировать сосудосуживающее действие;
антимитотический — вследствие торможения синтеза белков, приводящий к уменьшению пролиферации и торможению синтеза коллагена фибробластами.

Таким образом, местные кортикостероиды обладают чрезвычайно мощным влиянием на различные звенья патогенеза колоссального количества заболеваний, сопровождающихся воспалением, повышением экссудации, пролиферации, явлениями инфильтрации, аллергическими реакциями в тканях и т. д.

Показанием к применению наружных кортикостероидных средств являются дерматиты, в т. ч. аллергические, нейродермит, экзема и другие аллергические дерматозы, зудящие дерматозы, псориаз, красный плоский лишай, дискоидная красная волчанка и др.

Требования, предъявляемые к новым наружным глюкокортикоидным препаратам, весьма высоки. Удовлетворяющий специалистов-дерматологов препарат должен обладать высокой активностью и не оказывать системных, а также местных побочных эффектов. Усиление терапевтической эффективности глюкокортикоидного препарата для наружной терапии достигается как выбором соответствующего кортикостероида, так и совершенствованием основ.

Прогресс мало коснулся основ. Долгое время гормоны использовались в наружной терапии дерматозов преимущественно с использованием стандартных жировых основ. Этому способствовало бытующее мнение, что максимальный терапевтический эффект препарата может быть проявлен только за счет использования сильного действующего вещества. Однако назначение гидрофобных (липофильных) основ при острых проявлениях дерматоза приводит к неоправданно длительному использованию кортикостероидных препаратов и к осложнению дерматоза за счет нарушения дыхания и терморегуляции кожи. В то же время лекарственная основа сама по себе обеспечивает лечебные свойства препарата (противовоспалительное, антиэкссудативное действие), тем самым позволяет снизить концентрацию действующего вещества, а значит, свести до минимума возможность осложнений. Гидрофильные основы оказывают более щадящее влияние на кожу, их можно использовать в период острого воспаления, сопровождающегося выраженной экссудацией [8].

Обращает внимание, что спектр лечебного действия препарата повышается за счет включения в его состав веществ бактерицидного и фунгицидного действия. В этом направлении ведется работа по созданию комбинированных средств наружной терапии, включающих различные сочетания кортикостероидных препаратов и антисептиков с минимальным аллергизирующим действием.

В настоящее время в клинике и экспериментальных лабораториях накоплено достаточно много сведений, указывающих на зависимость и подчас значительную фармакокинетическую активности гормональных препаратов наружной терапии от вида лекарственной формы и медикаментозных средств, вводимых дополнительно к действующему веществу.

Попытка решения проблемы адекватности лекарственного средства стадии воспалительного процесса и особенностям протекания дерматоза привели к созданию отечественного крема с бетаметазона валератом. Разработки велись совместно с лабораторией мягких лекарственных форм Государственного научного центра лекарственных средств под руководством профессора Н. А. Ляпунова. Действующим веществом крема является бетаметазона валерат, кортикостероид сильного действия. Возможность этого кортикостероида быстро разрешить патологический процесс на коже позволяет уменьшить количество и сроки использования гормонального препарата. Крем, содержаший бетаметазона валерат, был создан на уникальной запатентованной гидрофильной основе. Обладая высокой гиперосмолярной активностью, он не оказывает повреждающего действия на здоровые ткани и избирательно поглощает экссудат, а также ограничивает всасывание кортикостероида, обеспечивая его действие непосредственно в очаге поражения с максимально щадящим эффектом.

Учитывая, что в острой стадии заболевания воспалительный процесс инфицируется пиококковой флорой, ухудшающей течение дерматоза, в состав крема введен антисептик, вероятность аллергизирующего действия которого минимальна.

Показаниям к применению препарата являются заболевания, отвечающие на воздействие кортикостероидов и находящиеся в острой и подострой стадии заболевания.

Изучение терапевтической эффективности созданного крема с бетаметазона валератом проводилось на базе дерматологического отделения УНИИДиВ. Под нашим наблюдением находился 61 больной, из них экземой — 31, псориазом с экссудативным компонентом — 8, атопическим дерматитом — 13, контактным аллергическим дерматитом — 5, дискоидной красной волчанкой — 4. Большинству больных помимо наружного лечения назначали соответствующую общую терапию. У отдельных больных лечение кремом с бетаметазона валератом проводилось в виде монотерапии. Препарат назначали 2 раза в сутки (утром и вечером). После уменьшения остроты процесса переходили на одноразовое смазывание препаратом.

Большую группу наблюдаемых больных составили больные экземой. Давность заболевания колебалась от 1 до 10 лет. У пациентов патологический процесс сопровождался недомоганием, субфебрилитетом, ознобом, возникновением жжения, чувства напряжения и зуда. При генерализации процесса субъективные ощущения нарастали. Клиническая картина отличалась четким полиморфизмом и пестротой высыпаний. Наблюдались эритематозные пятна, папулы, микровезикулы, эрозии, экскориации, серозные корки, трещины, участки лихенификации, шелушение. Высыпания имели симметричный характер и располагались на тыле кистей, предплечьях, голенях, туловище. Уже на 2-е сутки все больные отмечали значительное уменьшение зуда, болезненности кожи. Объективно: мокнутие отсутствовало, уменьшились гиперемия и отечность. Улучшение быстро прогрессировало в зависимости от характера дерматоза, состояние клинической ремиссии наблюдалось на 7–16-е сутки.

У больных псориазом, сопровождавшимся экссудативным компонентом, процесс находился в прогрессирующей стадии. Давность заболевания колебалась от 2 до 15 лет. Больные жаловались на болезненность кожи и на наличие умеренно выраженного зуда. Высыпания носили характер папул, локализовались на коже туловища, конечностей, волосистой части головы, в области туловища папулы сливались в бляшки размером 2 х 5 см, 3 х 6 см. Клиническая картина характеризовалась преобладанием экссудативного компонента, ярко выраженной гиперемией, инфильтрацией, обильным крупнопластинчатым шелушением. Обращает внимание, что уже на 2–3-и сутки лечения у всех больных в местах поражения отсутствовала экссудация, папулы, бляшки побледнели, уплостились. Крем с бетаметазона валератом использовался у больных от 5 до 7 дней. При необходимости больные переходили на гидрофобные смягчающие и отшелушивающие мази.

Под нашим наблюдением находились больные атопическим дерматитом. Давность заболевания от 10 до 20 лет. Заболевание сопровождалось мучительным зудом, жжением, чувством напряжения и болезненности кожи. Патологический процесс локализовался на коже шеи, локтевых и подколенных сгибах, тыле кистей, области запястий и характеризовался эритематозными, сквамозными отечно-инфильтрированными очагами, на фоне которых имелись мелкие пруригинозные папулы, везикулы, серозно-геморрагические, серозно-гнойные корки, эрозии, трещины, экскориации, отмечалось шелушение. В области складок кожи наблюдалось мокнутие. На 2-е сутки все больные отмечали уменьшение зуда, болезненности кожи. Объективно: мокнутие отсутствовало. Гиперемия и инфильтрация значительно уменьшились. На 3–5-е сутки использования препарата начался активный регресс высыпания. Состояние клинической ремиссии наступало на 6–14-е сутки.

Крем с бетаметазона валератом мы использовали у больных контактным аллергическим дерматитом. Субъективные ощущения больных — зуд и жжение кожи. Очаги поражения были ярко-красного цвета, отечны, наблюдалось мокнутие. Больные отмечали значительное уменьшение субъективных ощущений (снижение зуда, напряженности кожи) уже на 2-е сутки использования препарата. Объективно: мокнутие отсутствовало, кожа значительно побледнела. Клиническая ремиссия наступала на 2–5-е сутки.

У больных дискоидной красной волчанкой очаги поражения располагались в области носа, щек, ушных раковин, верхней половины туловища. Высыпания были отечны, имели розово-красную окраску, округлые очертания диаметром от 0,5 до 5 см, по периферии очагов поражения отмечалась выраженная инфильтрация центральной части, признаки атрофии кожи. Поверхность высыпаний была покрыта мелкими сероватыми чешуйками, крепко сидящими в устьях волосяных фолликулов. На 2-й день использования препарата очаги значительно побледнели, уплостились. Клиническая ремиссия наблюдалась на 3–8-е сутки использования препарата.

В процессе лечения кремом с бетаметазона валератом ни у одного больного не выявлено каких-либо осложнений. Переносимость препарата была хорошей. При клинических исследованиях крови и мочи до и после лечения отклонений от нормы не выявлено. При исследовании некоторых показателей обмена (белковый спектр сыворотки крови, жировой обмен, активность трансаминаз, холинэстеразы) отрицательного действия крема с бетаметазона валератом не обнаружено. Крем легко наносится на кожу, быстро впитывается, не обладает неприятным запахом, не пачкает белье, удобен в употреблении.

Противопоказаниями к назначению препарата являются гиперчувствительность к компонентам, туберкулез, вирусные и грибковые поражения кожи, активные проявления сифилиса на коже и слизистых оболочках, опухоли кожи.

Таким образом, лечение кремом с бетаметазона валератом оказалось успешным у всех больных (61 пациент), страдающих хронической экземой, псориазом с экссудативным компонентом, атопическим дерматитом, аллергическим дерматитом, дискоидной красной волчанкой. Крем обладает выраженным противовоспалительным, а также антиэкссудативным, противоаллергическим, антибактериальным, противозудным действием.

Действующее вещество препарата — бетаметазона валерат — оказывает быстрое, выраженное и стойкое противовоспалительное, а также противоаллергическое и противозудное действие, а его основа усиливает действие активного компонента крема — уменьшает мокнутие, способствует поверхностному воздействию кортикостероидов, снимает чувство напряженности кожи. Антисептик, введенный в препарат, обладая минимальными аллергическими свойствами, имеет выраженный антимикробный эффект. Препарат можно рекомендовать для внедрения в дерматологическую практику как средство для наружного лечения острых и подострых дерматозов, отвечающих на воздействие кортикостероидов.

Литература

  1. Атопический дерматит: Рук-во для врачей/Под ред. проф. Т. В. Проценко.— Донецк: МЕДИНФО, 1998.—108 с.
  2. Грецкий В. М., Константинов А. В., Малова И. Д. Гормоны в наружной терапии дерматозов.— М.: Медицина, 1981.—184 с.
  3. Козин М. В. Наружная фармакотерапия дерматозов.— Минск: Вышэйшая школа, 1997.— 80 с.
  4. Козлов С. Н. Глюкокортикоидные препараты.— Смоленск, 1997.— 64 с.
  5. Кулага В. В., Романенко И. М. Аллергические заболевания кожи.— Киев: Здоров’я, 1997.— 256 с.
  6. Кутасевич Я. Ф., Ляпунов Н. А. Состояние и перспективы местной терапии в дерматологии на современном этапе //Журн. дерматологии и венерологии.— 1997.— № 4.— С. 12–17.
  7. Кутасевич Я. Ф. Внедрение отечественных лекарственных препаратов наружного применения для лечения дерматологических больных//Журн. дерматологии и венерологии.— 1999.— № 1(7).— С. 49–54
  8. Теория и практика местного лечения гнойных ран/Под ред. Б. М. Даценко.— Киев: Здоров’я, 1995.— 384 с.
  9. Чистякова И. А., Хапилова В. И., Авербах Е. В. Применение кортикостероидных гормонов в дерматологии. Сообщение II: Топическое применение кортикостероидов//Вестн. дерматологии и венерологии.— 1996.— № 5.— С. 16–18
  10. Шахтмейстер И. Я., Шварц Г. Я. Новые лекарственные препараты в дерматологии.— М., 1995.—65 с.
  11. Kragballe K. Topical corticosteroids: mechanism of action//Acta Derm. Venereol. Suppl. (Stockh).— 1989.— №151.— P. 7–10.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика