Логотип журнала "Провизор"








Олег Печеный, юрист

Украина и Европейский Союз: проблемы и перспективы сотрудничества

Журнал “Провизор”

Данной проблеме был посвящен научный семинар, состоявшийся 12–15 мая 1999 года в Национальной юридической академии Украины (г. Харьков) в рамках инициативы Президента Германии об углубленном немецко-украинском правовом партнерстве. Организаторами семинара выступили юридическая академия и немецкий Фонд международного правового сотрудничества. В работе семинара принял участие доктор Кристоф Анн, приват-доцент Эбергард-Карлс Университета (Тюбинген, Германия), а также ряд известных отечественных ученых-юристов. Как отметил, открывая семинар, профессор В. С. Семенов (НЮАУ им. Ярослава Мудрого), на данном этапе Украину и Европейский Союз связывают лишь партнерские отношения, об ассоциированном членстве можно будет говорить после 2002 года, а о полноправном членстве Украины в ЕС по самым оптимистическим прогнозам речь может идти не ранее 2010 года. Украина стоит в третьей очереди стран, желающих вступить в Евросоюз. Однако подготовка к вступлению должна вестись уже сейчас, на этапе сотрудничества. Институциональным основам Европейского Союза был посвящен доклад доктора Кристофа Анна (Университет Тюбинген, Германия). Особое место было уделено методам правотворческой и правоприменительной деятельности в ЕС. К ним относятся распоряжения, директивы, решения по конкретному делу и рекомендации.

Распоряжение — это абстрактно-универсальный способ регулирования и действует как закон, как часть внутреннего права страны, а потому не требует внесения специальных изменений в национальное законодательство.

Директивы — также связывают стран-участниц в полном объеме, но граждане ЕС не являются их адресатами. Директива определяет лишь “коридор” для регулирования, а инициатива по заполнению этого “коридора” передается самому государству. Директива требует внесения изменений во внутреннее законодательство.

Решение по конкретному делу также связывает его адресата, но содержит не абстрактно-генеральные, а индивидуально-конкретные правовые предписания.

Рекомендации не имеют общеобязательной силы, могут быть лишь первым шагом для установления правового регулирования. Зачастую, в угоду конъюнктурным интересам, нормативная база Евросоюза понимается лишь как набор подлежащих беспрекословному исполнению требований к внутреннему законодательству. Такой подход не верен, ибо он не учитывает всего многообразия методов правового регулирования, применяемых в практике ЕС.

Правовому регулированию внешнеэкономической деятельности в Украине и проблемам его гармонизации с правовым режимом ГАТТ/ВТО (Всемирная торговая организация) был посвящен доклад доцента Задыхайло Д. В., заведующего кафедрой правовых основ предпринимательства и финансового права НЮАУ. Хотя гармонизация и объявлена приоритетом правовой политики государства, но отсутствуют глубокие научные представления о содержании, способах и видах гармонизации законодательства. Она включает в себя адаптацию, унификацию, приближение национального законодательства к европейскому. Гармонизация может происходить путем присоединения государства к международному договору или участия в межгосударственном союзе, который создает свои наднациональные органы и единое правовое регулирование. Применительно к Украине можно говорить лишь об упреждающей гармонизации — Украина действует в одностороннем порядке, по собственной инициативе, тогда как необходимо взаимодействие с европейскими структурами и сложная, кропотливая работа. Гармонизация может происходить и путем санкционирования международных торговых обычаев, использования их в отечественной практике внешнеэкономической деятельности. Необходимо также учитывать и различные уровни гармонизации: в рамках СНГ, ЕС или ВТО. С членством (Украина — наблюдатель в ВТО) в последней связаны и многочисленные проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Основные недостатки, препятствующие полноправному членству Украины в ВТО, а в дальнейшем — и в ЕС, были сведены выступающими к следующим:

  1. Доступ на рынки Украины и ЕС — размер импортных пошлин в Украине возрастает, несмотря на требования ВТО, причем зачастую импортными пошлинами облагаются товары, не имеющие украинских аналогов. Таможенные тарифы, как и перечень товаров критического импорта, постоянно меняются, что усложняет деятельность экспортеров.
  2. Указывается также на дискриминационные ставки акцизов на ряд товаров, регистрационной платы для фармацевтических препаратов, что затрудняет реализацию отдельных инвестиционных проектов. С учетом налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, таможенных пошлин цены на импортные товары возрастают в 1,5–2 раза;

  3. Проблемы таможенного регулирования: известны случаи, когда Украина взыскивала полностью импортную пошлину с товаров, ввозимых на ее территорию временно (например, для демонстрации на выставках); для отдельных групп базой налогообложения является минимальная таможенная стоимость, что противоречит соответствующим нормам ВТО.
  4.  

  5. Защита прав интеллектуальной собственности; законодательство Украины в данной области не носит системного характера, а механизм обеспечения его соблюдения имеет существенные недостатки. Это позволяет практически бесконтрольно использовать чужие товарные знаки, фирменные наименования, что недопустимо в соответствии с требованиями ВТО.
  6.  

  7. В Украине отсутствует рациональный (с точки зрения минимизации трансакционных расходов производителя) и прозрачный механизм сертификации и стандартизации. Рекомендуется координировать деятельность всех государственных органов сертификации таким образом, чтобы исключить задержку в оформлении документов в одной инспекции вследствие отсутствия информации об изменениях к требованиям и формам документов в другой.

Необходимо обеспечить регулярную публикацию действующих и перспективных документов, касающихся сертификации и стандартов. Одним из составляющих этой работы может стать обнародование процедур сертификации с указанием стоимости и нормативных сроков проведения. Государственные органы обязаны обеспечить соблюдение этих сроков.

В целом, прогноз европейских экспертов неутешителен — степень риска ведения в Украине хозяйственной деятельности равна шести по семибалльной шкале, далее идут лишь Албания и Югославия.

Как отметил в завершение семинара профессор Л. Н. Маймескулов (НЮАУ им. Ярослава Мудрого), нельзя войти в Евросоюз в “лохмотьях” законодательства, необходима длительная и трудоемкая работа по его гармонизации.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика