Логотип журнала "Провизор"








В. И. Дячишин, Б. П. Громовик

Управление лекарственным обеспечением больных артериальной гипертензией

Львовский государственный медицинский университет

Лекарственное обеспечение больных артериальной гипертензией в процессе управления рассматривается как подсистема многоуровневой системы лечебного процесса. Управление данной системой требует наличия системостабилизирующих факторов, на которые опирается последняя в своей деятельности и которые обеспечивают ее эффективное функционирование.

Основными системостабилизирующими факторами в данном случае являются [7]:

специфика объекта управления на каждом уровне управления;
квалификация медицинских и фармацевтических специалистов;
достоверность и своевременность информации;
материально-техническое обеспечение лечебного процесса;
стандарты медицинского обеспечения;
мониторинг эффективности управления на каждом уровне.

В многоуровневой системе управления лекарственным обеспечением координируется деятельность между различными ее элементами для рационального использования ресурсов и определения оптимального количества уровней принятия решений. Четкое определение функций на каждом уровне способствует упрощению самого процесса управления системой лекарственного обеспечения больных артериальной гипертензией.

Для эффективного управления необходимо четко определить его субъекты на всех иерархических уровнях системы. Основные субъекты управления лекарственным обеспечением больных артериальной гипертензией представлены на рис. 1. По правилам рыночных отношений лечебно-профилактическое учреждение представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, а главный врач выступает в роли менеджера, планирующего функционирование учреждения здравоохранения исходя из экономической целесообразности и необходимости работать в рамках выделенных бюджетных ассигнований. Одним из главных факторов в управлении лекарственным обеспечением больных в лечебно-профилактических учреждениях, в частности больных артериальной гипертензией, является номенклатура лекарственных средств, которая может быть использована в лечебном процессе, поскольку современный фармацевтический рынок характеризуется большим количеством наименований препаратов, как оригинальных, так и дженериков производства различных фирм и разного уровня качества, эффективности и безопасности.

Модель управления лекарственным обеспечением больных артериальной гипертензией

Проблема рационального использования лекарственных средств является основой эффективной работы всей системы здравоохранения. Важным этапом в повышении терапевтической отдачи от закупки лекарств является рационализация их отбора и использования. Такой процесс называют затратно-эффективным отбором лекарственных средств [3]. Применяются два подхода к отбору. Первый — централизованный, характерный для Украины, где для учреждений здравоохранения, полностью или частично финансируемых из государственного либо местных бюджетов Постановлением Кабинета Министров Украины утвержден Перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут ими закупаться [4, 6]. Он носит ограничительный характер и предназначен для сокращения номенклатуры приобретаемых лекарственных средств в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Кроме положительных моментов, централизованный подход имеет ряд недостатков, поскольку ограничивает творческий подход к лечебному процессу, его эффективность, не учитывает региональных особенностей. Так, среди ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента самым популярным у врачей Харьковской области является эналаприл, а в Сумской — каптоприл, среди бета-блокаторов — соответственно атенолол и пропранолол, среди антагонистов кальция — верапамил, а также амлодипин и нифедипин [1]. Однако эналаприл и амлодипин отсутствуют в вышеуказанном Перечне. Кроме того, в некоторых случаях выгоднее применять более дорогое лекарственное средство. Это при условии, что прием препарата сокращает использование сопутствующих лекарств, снижает частоту возникновения побочных эффектов и/или затраты на оплату медицинского персонала, продолжительность пребывания больного в стационаре и/или частоту случаев повторной госпитализации. В свою очередь, сокращение больничных расходов, составляющих до 80% общей стоимости лечения, обеспечивает в конечном результате высокую эффективность функционирования лечебно-профилактического учреждения.

Другой подход к затратно-эффективному отбору лекарственных средств применяется в США и России [9]. Он называется процессом разработки формуляра, под которым понимают список лекарственных средств, который носит ограничительный характер: используются только те препараты, которые входят в данный список.

Создание формуляра начинается с отдельного отделения и для каждого типа лечебно-профилактического учреждения, а на их основе формируется региональный формуляр. Для его разработки организуется Формулярно-терапевтический комитет в составе заместителя главного врача, заведующего аптекой лечебно-профилактического учреждения (провизора больницы или клинического фармацевта), заведующих отделениями, врачей — лидеров коллективного мнения. Разработка формуляра начинается с выбора приемлемого типа классификации лекарственных средств (по терапевтическому применению, фармакологическому действию, химическому строению или нозологическому принципу). После этого проводится сбор и анализ статистических данных о заболеваемости и категориях пациентов.

Следующим этапом является оценка всей информационной литературы по лекарственным средствам, имеющейся в распоряжении учреждения здравоохранения, и выбор только объективных источников. Далее анализируют структуру лекарственных средств (название, лекарственная форма, доза, цена и количество), закупленных за последний год или 12 месяцев.

На основании анализа структуры заболеваемости, стандартов медицинского обеспечения и структуры приобретаемых лекарств принимается решение о включении тех или других препаратов в формуляр. Основными критериями выбора являются:

обоснованная потребность в определенном препарате и положительное его влияние на терапевтическую и экономическую стороны лечебного процесса;
качество, клиническая эффективность и безопасность лекарственных средств, подтверждаемая контролируемыми клиническими исследованиями или гарантированная на основании длительного клинического применения.

При оценке альтернативных методов лечения возможны такие варианты:

  1. лекарственное средство не изменяет терапевтический эффект, но сокращает затраты на лечение (стоимость курса лечения, питание, обслуживание и т. п.);
  2. лекарственное средство улучшает результаты терапии и не изменяет затраты;
  3. лекарственное средство имеет высокую стоимость, но использование его уменьшает назначение параллельных лекарств, снижает частоту возникновения побочных эффектов и другие затраты на лечебный процесс;
  4. лекарственное средство менее эффективное и более дорогостоящее, чем альтернативное;
  5. применение нового лекарственного средства уменьшает затраты и ухудшает терапевтический эффект.

Первые три варианта являются наиболее благоприятными при отборе лекарств в формуляр. После составления формуляра приказом главного врача он внедряется как обязательный к использованию. Неформулярные препараты могут применяться в случаях крайней необходимости для отдельных больных на основании письменного обоснования лечащего врача. В процессе деятельности лечебно-профилактического учреждения и с появлением более эффективных лекарственных средств одни из них могут включаться в формуляр, другие — изыматься. Применение формуляра позволяет:

изъять из лечебного процесса малоэффективные и небезопасные препараты;
сократить номенклатуру закупаемых лекарственных средств;
покупать большее количество эффективных и безопасных лекарств за те же финансовые ресурсы;
сократить продолжительность лечения и пребывание больного в стационаре;
проводить целевую профессиональную подготовку медицинского персонала и получать более полную информацию об использованных лекарствах;
обновить стандарты медицинского обеспечения в конкретном лечебно-профилактическом учреждении.

Таким образом, разработка формуляра — более демократический способ отбора лекарственных средств для применения в лечебно-профилактическом учреждении, поскольку позволяет осуществить подбор наиболее эффективных препаратов по регионально-эпидемиологическому принципу с учетом их стоимости [2]. По нашему мнению, учитывая специфику развития рыночных отношений, в Украине стоит использовать сочетание двух способов. Централизованно необходимо утверждать ограничительный Перечень, правда, расширив его по сравнению с существующим. На уровне лечебно-профилактического учреждения, основываясь на Перечне, следует проводить разработку формуляра как мероприятия оптимальной фармакотерапии. Тем более, что такого рода работа, а именно работа по созданию перечня основных фармакологических групп и основных наименований лекарственных средств для потребностей стационара уже имела место в нашей стране [8].

Наличие ограничительного Перечня (формуляра) — лишь первый этап в организации лекарственного обеспечения стационарных больных артериальной гипертензией. Важное значение имеют аптечные (фармацевтические) предприятия. Оптимальным вариантом для лечебно-профилактического учреждения является юридическое и структурное подчинение аптеки главному врачу, обеспечивающее обучение персонала аптеки в соответствии с требованиями Перечня (формуляра), организацией аптекой и администрацией больницы количественного учета и контроля за потреблением лекарственных средств в отделениях стационара.

Однако в Украине большинство аптек, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами — государственно-коммунальными предприятиями. Поэтому в данном случае для стационара существует три варианты лекарственного обеспечения:

  1. сотрудничество только с аптекой, к которой лечебно-профилактическое учреждение прикреплено на обслуживание;
  2. организация маркетинговой группы в составе заместителя главного врача по лечебной работе, провизора больницы или провизора-клинициста и старшей медсестры. В функции группы входит поиск экономически эффективных каналов обеспечения лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами. Здесь возможны нулевые или одноуровневые каналы распределения (рис. 1);
  3. сочетание указанных вариантов.

Особенная проблема лекарственного обеспечения больных артериальной гипертензией — это возможность врачей-кардиологов получить независимую и корректную информацию о лекарственных средствах, поскольку на отечественный рынок поступает большое число новых, прежде неизвестных лекарств иностранного производства. При этом систематическое многогранное информирование о лекарственных средствах сегодня подменили официальными инструкциями об их применении [5]. Другие информационные материалы, сопровождающие лекарственные средства, носят, как правило, рекламный характер и не содержат полных данных о противопоказаниях, побочных эффектах и взаимодействии с другими лекарствами. В условиях возрастающей конкуренции полезные свойства нового лекарственного средства подчеркиваются сильнее, чем известные побочные эффекты.

Очевидным является квалифицированный анализ медицинской информации с параллельным контролем качества представленных данных. Важно, чтобы официальные органы (МЗ Украины или его Фармакологический комитет) могли рекомендовать потенциальному потребителю (в первую очередь врачу) источники с гарантированной объективной и достоверной информацией. С этой целью необходимо создать консультационные группы по медицинской и фармацевтической информации для проведения мониторинга имеющихся источников и предоставления объективной информации для врачей и пациентов. Информационные материалы относительно лекарственных средств, для лечения артериальной гипертензии в частности, должны быть надежные, достоверные, объективные, современные, обоснованные и не должны содержать данных, вводящих в заблуждение и не поддающихся проверке, а также способствующих неправильному использованию лекарственных средств или вызывающих дополнительный риск от их применения.

Информационную проблему на региональном уровне можно решить путем создания единого информационного пространства для лечебно-профилактических учреждений, фармацевтических предприятий и населения на основе современных компьютерных технологий. По нашему мнению, перспективным вариантом может быть организация фармацевтического информационно-аналитического центра (ФИАЦ) при региональном отделении Фармацевтической ассоциации Украины.

Главная задача ФИАЦа — создание современной системы информационных услуг для лечебно-профилактических учреждений, фармацевтических предприятий и населения региона на основании высокопроизводительной информационно-вычислительной сети, оснащенной модемной связью и соответствующим техническим, программным и информационным обеспечением в области медицины и фармации. Функциональные связи ФИАЦа представлены на рис. 2. К функциям центра должно принадлежать: предоставление врачам полной и объективной информации о конкретном лекарственном средстве, информирование аптек и лечебно-профилактических учреждений о новых препаратах, организация совместно с региональным центром Фармакологического комитета, региональным отделением Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, научными работниками медицинских и фармацевтических учебных заведений, ассоциациями медицинских и фармацевтических специалистов, местными производственными и посредническими медицинскими и фармацевтическими предприятиями, представительствами иностранных фирм конференций, симпозиумов, лекций и семинаров для специалистов лечебно-профилактических учреждений и фармацевтических предприятий, оперативное информирование лечебно-профилактических учреждений, аптек и фармацевтических предприятий о нормативной базе в области медицины и фармации, информирование населения о наличии лекарств в аптеках региона, анализ отечественного и регионального фармацевтического рынка по конкретным запросам аптек и посреднических фармацевтических фирм, подготовка периодических обзоров о состоянии отечественного и регионального фармацевтического рынка. Для реализации своих функций ФИАЦ должен иметь доступ к информационной системе «Интернет», постоянные связи с Министерством здравоохранения и Государственным комитетом медицинской и микробиологической промышленности Украины (нормативные документы), Министерством юстиции (информационная система «Право»), другими государственными органами и учреждениями (нормативные документы, распоряжения), редакциями профессиональных периодических изданий (информационные базы журнала «Провизор», «Еженедельника «Аптека» и др.), региональным центром Фармакологического комитета (данные о регистрации и выявленном побочном действии известных лекарств), региональным отделением Госинспекции по контролю качества лекарственных средств (данные о запрете реализации некачественных лекарств), научно-медицинскими библиотеками. По нашему мнению, ФИАЦ создаст надежную и простую в эксплуатации унифицированную коммуникационную систему для производителей, посредников, аптечной сети и лечебно-профилактических учреждений, учитывающую специфику медицинских и фармацевтических знаний и функционирующую в режиме реального времени. Благодаря ФИАЦу интенсифицируется поиск необходимых для закупки лекарственных средств работниками аптек или маркетинговыми группами лечебно-профилактических учреждений, повысится уровень работы отделов маркетинга фармацевтических предприятий, а также информационная обеспеченность медицинских работников, врачей-кардиологов в частности.

Функциональные связи ФИАЦа

Литература

  1. Березняков И. Г., Дорошенко О. В., Ахмедов А. А. и др.//Провизор.— 1998.— № 13.— С. 30–31.
  2. Горьков Б. А., Быков А. В., Медведев О. С. и др.//Провизор.— 1998.— № 17.— С.25–27.
  3. Ивлева А. Я.//Московские аптеки.— 1996.— № 5 (26 мая) .— С. 12.
  4. Наказ МОЗ України від 23 червня 1997 р. № 185 «Про зміни Переліку, затвердженого Постановою Кабінету Міністрів України від 5 вересня 1996 р. № 1071».
  5. Парновський Б. Л., Заліська О. М., Слабий М. В.//Фармац. журн.— 1998.— № 4.— С. 15–19.
  6. Постанова Кабінету Міністрів України від 5 вересня 1996 р. № 1071 «Про порядок закупівлі лікарських засобів закладами та установами охорони здоров’я, що фінансуються з бюджету».
  7. Рудень В. В.//Лікарська справа.— 1997.— № 6.— С. 162–166.
  8. Сакун-Щурівський А. І.//Фармац. журн.— 1995.— № 4.— С. 93–95.
  9. Филатов В.Б., Решетников А.В., Ван А.В./Управление в здравоохранении России и США (опыт и проблемы): Сб. научн. трудов.— Новосибирск, 1996.— С. 170–171.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика