Логотип журнала "Провизор"








В. П. Черных,
ректор Украинской фармацевтической
академии, член-корреспондент НАН Украины

Стратегия подготовки кадров для отрасли

Фармацевтическая отрасль Украины прошла в своем развитии ряд исторических этапов, последний из которых с начала рыночных реформ до 1995–1996 года характеризуется как кризис в лекарственном обеспечении населения.

Однако последовательные преобразования и реконструкция отрасли способствовали в последние 2–3 года улучшению ситуации. Наблюдается интенсивное насыщение фармацевтического рынка лекарствами, отмечается развитие отечественного производства.

Создание и развитие аптечных и фармацевтических предприятий, применяющих в своей деятельности рыночные принципы и формы хозяйствования, вхождение в рыночные отношения государственных аптек, появление на фармацевтическом рынке Украины более 300 зарубежных фирм, значительное увеличение арсенала лекарственных средств — все это потребовало кадров соответствующей квалификации и реакции со стороны специального образования.

Каких специалистов мы готовим сегодня, какие специалисты будут востребованы завтра, какими проблемами живет сегодня высшая фармацевтическая школа?

Эти вопросы волнуют не только тех, кто является потребителем кадров — аптеки, фирмы, заводы, но и тех, кто является потребителем лекарственной продукции — лечебные учреждения, население.

Сервис Studybridge.Com.Ua предоставляет полный пакет услуг для всех желающих учится за рубежом, а именно: высшее образование в Англии, MBA-программы для бизнесменов, языковые курсы для взрослых и среднее образование для детей.

Подготовка кадров в любом вузе диктуется, прежде всего, современными потребностями отрасли, а также тем высоким предназначением, которое возлагается на высшую школу и состоит в обеспечении научно-технического прогресса и прогнозировании будущего развития отрасли, т. е. в опережающем влиянии на отрасль.

Что же представляет собой фармацевтическая отрасль, фарминдустрия Украины? У многих до недавнего времени ее познание начиналось и заканчивалось на уровне аптеки, в то время как она включает в себя химико-фармацевтические заводы, фармацевтические фабрики, предприятия, выпускающие бактерийные препараты, сюда же относятся контрольно-аналитические лаборатории, аптечные склады и базы, аптечные пункты.

Сегодня в Украине функционирует 11348 аптек различных форм собственности (6592 — государственных, 4035 — в коллективной собственности, 721 — частных), 23 контрольно-аналитических лаборатории, 42 аптечных склада, 18 тыс. аптечных пунктов.

Лекарственные препараты, медицинскую технику выпускают 65 заводов, 27 фармацевтических фабрик, большое количество малых предприятий, фарминдустрию представляют крупные государственные предприятия, 6 корпораций и крупнейшие приватизированные предприятия и фирмы.

Фармацевтическая отрасль является сегодня одной из немногих отраслей Украины, которая работает и развивается даже в наше нестабильное время. Ежегодный прирост продукции (1996, 1997) — составляет от 5 до 10%.

Научные ресурсы фармации Украины в свое время составляли 1/3 кадрового потенциала фармацевтической науки Советского Союза. Это — ученые УкрФА, ГНЦЛС, НИИ НАН Украины, которые занимаются разработкой лекарственных средств, фармфакультетов Львовского Медуниверситета, Запорожского Медуниверситета.

Кадровый потенциал отрасли около 100 тыс. чел., среди которых около 23 тыс. провизоров и больше 28 тыс. фармацевтов.

Своевременное омоложение кадров, повышение их образовательного и квалификационного уровня соответственно социально-экономическим преобразованиям в обществе, в отрасли — вот задача высшей школы.

Чтобы понять, какие кадры нужны фармации и обществу сегодня и будут нужны завтра, следует совершить небольшой экскурс в историю.

На протяжении 70 лет 6 фармвузов и 25 фармфакультетов мединститутов готовили кадры исключительно для аптек. Специалистов для производства готовил только Ленинградский химико-фармацевтический институт.

Существовала только одна специальность: «фармация» и, если говорить прямо, аптечная фармация. Хотя специалисты, окончившие фармвузы и фармфакультеты,— провизоры благодаря фундаментальной химической и медико-биологической подготовке, находили приложение своим знаниям и на заводах, и в судмедэкспертизе, в гомеопатии, в косметологии. Это был специалист общего профиля и в нашем тогдашнем понимании он должен был быть и экономистом, управляющим, т. е. менеджером, знать аптечную технологию, понимать заводское производство, знать медицинские аспекты заболеваний, лечебную косметологию, гомеопатию и многое другое, т. е. «И швец, и жнец, и на дуде игрец».

Однако в процессе практической работы наши выпускники сталкивались с необходимостью более глубокого знания отдельных, узких специальностей и направлений фармацевтической деятельности, их нужно было «добирать» на практике.

Более правильно сориентирована в этом отношении медицинская высшая школа. Здесь 4 специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», около 50 узких специализаций: хирургия, урология, онкология, кардиология, ревматология, инфекционные болезни, глазные болезни, эндокринология, фтизиатрия, венерические болезни, акушерство и гинекология и др.

Эти специализации соответствуют и научным специальностям, и медицина обеспечена кадрами по всем направлениям.

Процесс реформирования общества, начавшийся с перестройкой, обретение независимости, становление новой государственности, переход к рыночной экономике не могли не сказаться на подготовке кадров. Сформировались особые направления в деятельности провизора, являющиеся следствием рыночных преобразований и реформ.

 Основные черты деятельности провизора в современных условиях:

работа со значительным числом импортных препаратов;
увеличение безрецептурного отпуска лекарств, развитие самолечения больных;
необходимость предоставления консультативной помощи больным, расширенной фармакологической информации;
работа в условиях повышенной социальной напряженности в обществе;
появление новых функций, связанных с развитием рынка: маркетинговые исследования, реклама, непосредственная работа с поставщиками;
работа с зарубежными фирмами на должностях менеджера, маркетолога, медицинского представителя, дистрибьютора;
проведение презентаций фирм или препаратов, симпозиумов, семинаров, участие в выставках;
использование компьютерной техники, международных телекоммуникационных систем;
осуществление внешнеэкономической деятельности;
участие в проведении таможенного контроля;
исполнение контроля качества лекарственных средств с использованием инструментальных методов.

С появлением новых структур, новых форм организации в отрасли появилась потребность в кадрах разных специализаций.

Высшая фармацевтическая школа не имела таких направлений ни на очной, ни на заочной формах обучения, ни на повышении квалификации.

Хотя уже при развале Союза можно было прогнозировать, что готовить, например, инженеров фармацевтического производства в Украине будет некому и мы, считаю, своевременно открыли факультет и специальность «Промышленная фармация».

Однако в вопросе открытия специальности не должно быть поспешности. Можно заявить специальность, открыть, но она не будет востребована в жизни, в практике.

И начинать эту работу следует с анализа кадрового состава соответствующих структур отрасли (образование, возраст, квалификация, переподготовка и другие аспекты), а также с анализа перспектив развития, технического прогресса определенного сегмента отрасли и социальных факторов развития общества.

Большое значение в обосновании открытия той или иной специальности или специализации имеет изучение зарубежного опыта и адаптация его к нашим условиям, проведение «скрининга», отбор самого нужного и полезного для нас.

В историческом аспекте, как было отмечено, мы готовили кадры только для аптек, где было 3 узких специализации, да и то, их то вводили, то отменяли: провизор-аналитик, провизор-технолог, провизор-организатор. Однако, учитывая, что отрасль наша многоплановая, то и на те или иные должности узких специализаций требуются определенные специалисты.

Деловые зарубежные поездки сыграли большую роль в открытии специализации и специальностей в УкрФА. Побывав во Франции, Канаде, Швеции, заглянув в окно Запада, мы предложили сначала нашим студентам порядка 32 узких специализаций, из которых студенты 4–5 курсов могли выбрать 2–3 так называемых элективных курса.

Это была проба сил, заявка на «живучесть» той или иной специализации. В итоге жизнь остановила нас на 12 специализациях по 4 направлениям:

I. Технологические

«Производство готовых лекарственных средств на малых предприятиях».
«Гомеопатия в фармации».
«Технология косметических средств».

II. Химические

«Химико-токсикологический анализ».
«Создание лекарственных препаратов».
«Контроль качества лекарственных средств».

III. Экономические

«Предпринимательство и основы внешнеэкономической деятельности в фармации».
«Деловой менеджмент в фармации».
«Организация и экономика предприятий малого бизнеса».

IV. Медико-биологические

«Экспериментальная фармакология».
«Основы фитотерапии».
«Клиническая фармация».

Некоторые специализации стали настолько популярными, что начали поступать заявки и от практических работников, и мы решили открыть специальности на основе этих специализаций.

Сегодня в Украинской фармацевтической академии 7 специальностей по разным формам обучения:

«Фармация» (с 1805 — ХГУ, с 1921 — ХФИ — УкрФА);
«Технология производства лекарственных препаратов» (1992);
«Экономика предприятия»;
«Маркетинг» (1997);
«Менеджмент в фармации» (1997);
«Технология парфюмерно-косметических лекарственных препаратов» (1998);
«Клиническая фармация» (1998) — утверждена.

Как видим, открытые в 1997–1998 гг. специальности выросли из специализаций и выросли они не на пустом месте.

Экономические специальности

Формирующийся рынок, разгосударствление промышленных предприятий, появление различных форм собственности, развитие предпринимательства, приватизация аптек, появление совершенно новых направлений в работе предприятий — маркетинга, рекламы, мониторинга, менеджмента — все это потребовало адекватной реакции со стороны высшей фармацевтической школы.

Появление всевозможных краткосрочных курсов по этим направлениям не дает должного уровня подготовки, т. к. в них нет фундаментальности и широты сферы применения знаний. Так были открыты в академии
3 специальности экономического профиля.

Если взять «Технологию парфюмерно-косметических средств», то анализ показал, насколько не разработано в плане подготовки специалистов это направление. А потребность в грамотных специалистах в этой области огромна. В Украине более 600 косметологических поликлиник, салонов, косметических кабинетов, 10 парфюмерно-косметических фабрик (теперь это акционерные общества), около 800 предприятий разных форм собственности, выпускающих косметическую продукцию. В учебном плане этой специальности — углубленное изучение медико-биологических, технологических, химических дисциплин, а также совершенно новых — биофармкосметологии, косметологической химии, клинической косметологии, аромалогии.

Сфера применения знаний очень широка. Это — разработка оптимизированных, неконкурентноспособных рецептур и технологий парфюмерно-косметических препаратов в государственном и частнопредпринимательском секторе; работа в научно-исследовательских лабораториях и центрах по стандартизации и сертификации парфюмерно-косметической продукции, специализация по вопросам практической косметологии в косметологических лечебницах.

Жизнь подтвердила своевременность открытия (в 1992) факультета и специальности «Промышленная фармация». Сегодня выпускники этого факультета — инженеры-технологи успешно работают на крупнейших фармзаводах и фирмах и отзывы о них самые высокие. Первый выпуск специалистов состоялся в 1997 году. Было защищено 47 дипломных проектов, посвященных решению конкретных проблем заводов и фирм.

С 1998 года специальность имеет название «Технология производства лекарственных препаратов».

Специалистов новых направлений мы готовим по новым учебным планам и программам, в которых учтены все новейшие достижения науки, техники, технологии. Это — будущее отрасли.

Специальность «Клиническая фармация» на Западе существует с 1970 года.

Клинические провизоры занимают достойное место в медицинской среде, ведут разговор с врачом «на равных».

Медико-биологическая фундаментальная подготовка позволяет нам готовить квалифицированного коллегу врача в области лекарствоведения.

Украинско-канадский проект «Партнеры в здравоохранении» уже практически воплощен в жизнь открытием в УкрФА в 1998 г. специальности «Клиническая фармация», хотя работа по ее внедрению началась еще в 1994 году с открытием кафедры клинической фармации.

Опыт развитых стран Запада (Англии, Франции), а также США, Канады, Японии свидетельствует об эффективном альянсе медицины и фармации, обеспечивающем полноценную и безопасную фармакотерапию при четком взаимодействии триады — больной — врач — клинический провизор.

Наличие в Украине обширной клинической базы — 3489 больниц, 21 клиника НДИ, 235 санаторно-курортных учреждений, в сельской местности — 1293 сельских больниц, 1932 амбулаторий и 16402 фельдшерско-акушерских пункта обеспечивает возможности трудоустройства клинических провизоров, хотя для реализации идеи клинического провизора необходимо сформировать его восприятие медицинской общественностью, изменить менталитет.

В учебном плане специальности «Клиническая фармация» 71% медицинских и биологических дисциплин, что позволяет готовить специалистов, знающих чисто медицинские аспекты заболеваний для их эффективной фармакотерапии.

Открыть специальность — это значит дать жизнь определенной ветви отрасли, это значит новые рабочие места, это — прогресс. Это не просто, это сложно. Нужно доказать, обосновать необходимость этой специальности в Кабинете Министров, в Министерстве труда, в Министерстве финансов, в Министерстве здравоохранения, в Минобразования и еще в десятке учреждений.И к этому приложить блок документов по этой специальности.

Когда все это есть — можно готовить специалиста.

Специализации мы предлагаем студенту на 4–5 курсе. А что же делать тем, кто уже работает, имеет диплом Украинской фармацевтической академии или фармфакультета, работает в сети Укрмедбиопрома или в аптечной сети, причем уже на предприятиях новых форм собственности и управления?

Перед ними предприниматель ставит уже новые, современные задачи, которые диктует рынок: совершенное владение компьютером, иностранным языком и, безусловно, профессионализм в том или ином направлении.

Нужны знания по открытию частных фирм, предприятий, по акционированию, приватизации, созданию совместных предприятий.

Где повысить квалификацию, овладеть новой узкой специализацией?

И здесь, согласно Концепции фармацевтического образования, разработанной УкрФА с коллегами из Запорожья, Львова, имеет большое значение обновленная система постдипломного образования.

В 80-е годы на базе ХФИ был открыт факультет усовершенствования провизоров (1984), который в 1993 году был реорганизован в Институт повышения квалификации специалистов фармации среднего и высшего звена (ИПКСФ).

За институтом закреплены определенные регионы Украины для организации и проведения последипломного обучения в интернатуре, на предаттестационных и тематических циклах.

Специализация по узкому профилю по запросам практики проводится от 3-х недель до 3-х месяцев.

Стремясь сделать систему последипломного обучения более гибкой и динамичной, учитывая экономические трудности аптек и предприятий, Институт применяет различные формы усовершенствования — 2-месячные циклы, декадники, тематические курсы, выездные циклы, предлагая около 60 узких специализаций, отвечающих требованиям сегодняшнего дня для специалистов различных звеньев отрасли.

Среди актуальных специализаций организационно-экономического направления ИПКСФ предлагает:
«Вопросы внешнеэкономической деятельности фармацевтических предприятий» (72 час.); «Управление межличностным общением на фармацевтических предприятиях» (72 час.); «Информационные потоки в управлении фармпредприятием» (72 час.); «Методы формирования спроса и стимулирования сбыта лекарственных средств на фармацевтическом рынке» (72 час.); «Налоговое регулирование фармацевтического бизнеса» (72 час.); «Пакеты прикладных программ в бухгалтерском учете и в работе с банком» (72 час.); «Правовые аспекты отношений по вопросам закупки и сбыта лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения» (72 час.); «Экономические вопросы фармацевтического бизнеса» (72 час.); «Основы управления финансами фармацевтических предприятий» (72 час.).

По запросам специалистов-практиков в ИПКСФ созданы специализации технологического направления: «Современные вопросы производства лекарств в условиях малого предприятия» (144 час.); «Фармацевтическая информация» (144 час.); «Возрастные лекарства» (72 час.); «Лекарственные гомеопатические средства и их фармакотерапевтическое действие» (72 час.); «Технология и применение лечебных косметических средств» (72 час.); «Особенности организации производства стерильных и асептических лекарств» (72 час.).

Специалистам контрольно-аналитической службы предложены специализации химического направления: «Современные физико-химические методы в фарманализе» (72 час.); «Контроль качества лекарственных средств» (72 час.); «Лекарственные средства растительного происхождения, их химические и фармакотерапевтические экстра класса за 3 месяца невозможно и потому планируем по некоторым направлениям применить западную систему подготовки — за 1 год.

Эта мысль заимствована из опыта Канады, США. Там специалиста готовят в университете 5 лет, но на заводе или фирме, которая должна доверить ему для работы аппарат или линию стоимостью 1–2 млн долларов, предприниматель требует от специалиста сертификат, выдаваемый специальными институтами, которые в течение 1 года обучают работе на данном аппарате и обслуживанию его. Обучение стоит недешево — примерно 10 тысяч долларов.

У нас, естественно, будет экстраполяция к сегодняшним экономическим условиям, но мы считаем, мысль эта правильная и готовимся к ее внедрению.

Сегодня ИПКСФ перешел на полное самообеспечение на основе развернутой хозрасчетной деятельности, отвечающей экономической стратегии времени. Сколько специалистов нужно готовить? Это сложный вопрос. Это, опять-таки, потребности отрасли, реакция на те или иные факторы в социальной сфере, в здравоохранении.

Готовить нужно столько, сколько придет, сколько позволяет материальная база сверх госзаказа в пределах лицензированного приема.

Престиж диплома УкрФА значительно укрепился в последние годы: наши выпускники при тестировании намного превосходят своих коллег, заканчивающих вузы Европы и Америки.

Сегодня УкрФА среди лидеров медвузов Украины по контингенту контрактных иностранных студентов — более 1000, что составляет основную часть внебюджетных поступлений. Это обязывает нас работать с высокой ответственностью, обеспечивая не только высокое качество обучения, но и создавая иностранным студентам благоприятные условия проживания и адаптации к нашей действительности.

Современная высшая и средняя медицинская школа Украины включает 8 медуниверситетов, 6 академий, 4 института усовершенствования, 4 факультета усовершенствования, 97 медицинских училищ и колледжей, химико-фармацевтический техникум нашей академии.

Ежегодный прием составляет 4,2 тыс. студентов вузов и 17 тыс. студентов училищ.

Научный кадровый потенциал — 15,6 тыс. человек, среди которых 1778 докторов и 7029 кандидатов наук.

Фармацевтическое высшее образование представлено УкрФА, фармфакультетами Львовского и Запорожского медуниверситетов.

В 1998 году открылись фармацевтические факультеты в Киеве, Луганске.

Призывы УкрФА к открытию факультетов при крупных медвузах, которые звучали на всех совещаниях в течение 15 лет, нашли свое реальное воплощение и можно только приветствовать их открытие. Почему?

По количеству провизоров на 10 тыс. населения Украина значительно отстает от развитых зарубежных стран: в Японии — 11,8, в Финляндии — 10,6, в Бельгии — 9,9, в Италии — 7,7, в Испании — 6,2.

В Украине — 3,7 провизора на 10 тыс. населения.

Это, опять же, вопросы рынка. Зарождение новых структур, открытие массы аптек, количество которых в некоторых городах удвоилось, востребует специалистов с высшим образованием. К примеру, сегодня в Днепропетровской области функционирует 1026 аптек (429 — государственных, 142 — частных, 455 — коллективной собственности): в Донецкой —1073 аптеки (468 — государственных, 88 — частных, 517— коллективных); в Луганской — 718 аптек (493 — государственных, 58 — частных, 167 — коллективных). Нельзя сбрасывать со счетов и естественный процесс старения кадров, увеличение количества пенсионеров.

И потому мы приветствуем открытие фармфакультетов в тех или иных регионах, а со стороны УкрФА обещаем поддержку во всем, чем располагаем, чем богаты.

Перспективы развития фармобразования и открытие новых специальностей

Ректорат сегодня активно работает над обоснованием и подготовкой необходимой документации к открытию специальности «Химия лекарственных средств», квалификация — «химик-исследователь».

Специалисты этого направления будут работать в научно-исследовательских лабораториях, инспекциях, органах таможенного контроля, лабораториях анализа пищевых продуктов, в органах МВД, в отделах по контролю за оборотом наркотиков, в судебно-медицинской экспертизе и др. В структуре академии возможно открытие НИИ экспериментальной фармакологии и НИИ комбинаторного синтеза.

Думаем о подготовке специалистов в сфере правового регулирования фармацевтической деятельности в связи с появлением частных и муниципальных аптек, различных фирм, совместных предприятий, которые занимаются производством, поставкой лекарств и посреднической деятельностью.

Вполне реально открытие при УкрФА специальности «Гомеопатия в Фармации».

Анализ показывает, что больные из всех нетрадиционных методов больше всего отдают предпочтение гомеопатии.

Возрастает количество врачей-гомеопатов, а значит и рецептов на гомеопатические средства, к тому же, в структуре рынка большое место заняли гомеопатические препараты зарубежного производства. Нужен их анализ.

Целенаправленная подготовка провизоров-гомеопатов позволит выпускать специалистов, знающих не только технологию изготовления гомеопатических лекарственных форм, методов их анализа, но и способных организовать доходное гомеопатическое подразделение в аптеке или целое предприятие по выпуску гомеопатических средств.

А это новые рабочие места, это решение проблем здравоохранения в лечении и профилактике различных заболеваний.

Введение новых специальностей и специализаций в подготовку фармацевтических кадров позволит достичь многих целей, в том числе:

высокого профессионализма за счет специализации и углубления теоретической подготовки;
обеспечить выпускнику выбор одной из специализаций по его способностям, что очень важно в условиях рынка труда;
достичь социальной защиты выпускников в условиях рынка свободным выбором дальнейшего трудоустройства по одной или нескольким специализациям;
улучшить качество подготовки специалистов за счет повышения мотивации обучения;
обеспечить гибкую структуру высшего специального образования соответственно изменениям в экономике.

Стратегию подготовки кадров на современном этапе можно определить как переход от подготовки чисто «фармацевтических кадров» к подготовке «кадров для фармацевтической отрасли», многоплановой, многоаспектной, дифференцируя ее по отдельным специальностям или специализациям — для производства, для науки, для сферы реализации.

Безусловно, введение новых специальностей и специализаций потребует мобильной реакции со стороны соответствующих министерств — Министерства труда, Министерства финансов, Министерства образования и Министерства здравоохранения.

Динамичность современного периода требует создания на государственном уровне более гибкой системы введения соответствующих должностей при открытии тех или иных специальностей или специализаций.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика