Логотип журнала "Провизор"








Профессор, д. ф. н. В. Толочко, Е. Друговина, М. Заричковая, А. Гудзенко

Экологическая маркировка тары и упаковки для продукции фармацевтических предприятий

Украинская фармацевтическая академия (Харьков)

Вопросы экологии приобретают все большую актуальность и зависят от множества факторов. Одним из них является экологическая чистота тары и упаковки. Существуют определенные экологические коды, информация которых носит точный, четкий и достоверный характер. За нанесением таких кодов осуществляется контроль. Однако в мире не существует единых норм и критериев определения экологической чистоты тары и упаковки. Как правило, каждая страна устанавливает их по-своему. Например, «зеленая точка» на упаковке свидетельствует о факте регистрации упаковки Немецким агентством по рисайклингу DSD или факте уплаты пошлины в соответствии с Французской системой установления цен путем государственных мероприятий. Большинство упаковок, изготовляемых фирмой «Marks and Spencer» и продаваемых во Франции или Германии, несет на себе «зеленую точку» или один из логотипов, применяемых в системе распределения этих стран. Хотя эти символы ничего не означают в Великобритании, некоторые специалисты считают их экологическими метками. Подобная ситуация наблюдается и в других странах Европы. Поэтому потребитель не всегда точно знает, что обозначают экологические логотипы, например: «петля Мебиуса», «изогнутые стрелки», «зеленая точка» [1].

В этих условиях отсутствует или просто невозможен действенный контроль за экомаркировкой тары и упаковки. Национальный совет потребителей (NCC) считает, что необходимо законодательно решить эту проблему, так как некоторые производители тары и упаковки используют в маркировке термины и коды, которые не дают стандартных определений, носят бессодержательный характер.

Экологическая маркировка тары и упаковки для продукции фармацевтических предприятий имеет особое значение, от которого в комплексе с другими формируется доверие покупателя к лекарственным средствам, находящимся в них.

Все эти вопросы актуальны и для отечественного фармацевтического рынка, поэтому послужили объектом нашего исследования. Первоначально изучен вопрос информированности об экологической чистоте используемой тары и упаковки среди специалистов промышленной фармации. Установлено, что большинство из них (57%) считают тару и упаковку экологически чистой, еще 27% — не всегда экологически чистой, а 13% — не знают (график №1).

График № 1. Информированность специалистов об экологической чистоте тары и упаковки для продукции фармацевтических предприятий

Вместе с тем, специалисты затруднялись ответить на вопросы, определяющие экологическую чистоту тары и упаковки. Так, они не сталкиваются с повторным использованием тары и упаковки, а 45% — как она утилизируется. Только 52% специалистов промышленной фармации имеют представление об этих вопросах (график № 2).

График № 2. Информированность специалистов об утилизации тары и упаковки для продукции фармацевтических предприятий

Многие потребители тары и упаковки считают, например, что символы, касающиеся рисайклинга, означают, что упаковка или продукт были изготовлены на 100% из вторичного сырья, а на самом деле эта цифра составляет лишь 30%. Вопрос рисайклинга материалов особо специалистов не беспокоит и многие считают, что символ, означающий возможность рисайклинга, вообще не нужен.

Полученные результаты побудили нас к аналогичному исследованию среди производителей тары и упаковки. Установлено, что 50% специалистов не могут четко классифицировать тару и упаковку на предмет ее экологической чистоты и только 25% — утверждают, что их тара и упаковка чистая (график № 3).

График № 3. Информированность специалистов — производителей тары и упаковки об ее экологической чистоте

Не все специалисты-производители имеют представление об утилизации выпускаемой тары и упаковки. Четко знают об утилизации 75% специалистов, а 25% — не знают (график № 4).

График № 4. Информированность специалистов — производителей тары и упаковки о ее утилизации

Следовательно, можно заключить: как отечественные потребители, так и производители тары и упаковки для продукции фармацевтических предприятий не имеют сформировавшегося отношения к ее экологической чистоте, в том числе в части правил определения, символики для маркировки, регистрации символики с целью получения разрешения на ее нанесение. В сложившейся ситуации нам представляется, что необходимо решить несколько важных вопросов:

1. Огромное разнообразие символов и логотипов, содержащих информацию об экологически чистой таре и упаковке для продукции фармацевтических предприятий целесообразно сгруппировать по 5 категориям:

логотипы производителей, отвечающие требованиям маркетинга;
логотипы, указывающие на то, что продукт одобрен экологической группой;
маркировка, утвержденная официальными учреждениями или государством, свидетельствующая о соответствии продукта установленным стандартам качества;
международная маркировка;
упаковочная маркировка, которая либо характеризует используемые материалы, либо дает инструкцию относительно того, как следует распорядиться упаковкой после употребления продукта.

2. Для защиты потребителей от недоразумений, связанных с экологическими символами:

ввести в действие отдельное законодательство об экологических символах, которое потребовало бы обязательной проверки всех видов маркировки;
установить механизм проверки, существующий в рекламном деле, применительно к экомаркировке продукции;
дополнить Закон о ярмарочной торговле 1973 г., включив туда раздел об экологических символах и установив специальные коды.

3. Разработать новый код для тары и упаковки, который был бы сходен с руководством по рекламе. В частности, это руководство предполагает, что символы на таре или упаковке лекарственного средства, означающие его полное биологическое разложение, могут быть использованы лишь в том случае, когда имеются убедительные доказательства того, что продукт не является экологически вредным [2].

Литература

  1. Packaging Week.— 1996.— № 11.— с. 40.
  2. Тара и упаковка.— 1996.— № 4.— с. 14—15.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика