|
С. Костив, Е. Шуванова, журнал «Провизор» Принципы штрихового
кодирования
|
Область |
Количество участников, % |
Волынская |
1,4 |
Винницкая |
4,1 |
Днепропетровская |
4,8 |
Донецкая |
3,5 |
Житомирская |
1,9 |
Закарпатская |
4,3 |
Запорожская |
2,5 |
Ивано-Франковская |
1,1 |
г. Киев |
13,4 |
Киевская |
3,6 |
Крым |
5,1 |
Кировоградская |
1,9 |
Луганская |
2,4 |
Львовская |
5,9 |
Николаевская |
2,0 |
Одесская |
9,5 |
Полтавская |
4,1 |
Ровенская |
1,0 |
Сумская |
2,2 |
Тернопольская |
2,2 |
Харьковская |
8,6 |
Херсонская |
1,6 |
Хмельницкая |
3,7 |
Черкасская |
4,7 |
Черновицкая |
1,6 |
Черниговская |
2,9 |
По всем областям |
100,0 |
Промышленность |
Количество, % |
Пищевая |
76,4 |
Легкая |
2,2 |
Машиностроительная |
5,0 |
Химическая |
8,1 |
Другие |
8,4 |
Всего: |
100,0 |
Из фармацевтических фирм-производителей в числе предприятий, кодирующих свою продукцию, мы видим те фирмы, которые активно торгуют с зарубежными государствами или планируют внешнеторговые контакты. И это закономерно, так как наличие на товаре штрихового кода говорит о том, что фирма-производитель является членом Международной ассоциации товарной нумерации (EAN International), т. е. в какой-то мере гарантировано соответствующее европейское качество покупаемой продукции. Так, с января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу,— это является одним из наиболее важных условий евроимпорта. Те же предприятия, чья продукция каким-то образом прорывается на европейский рынок без «зебры», несут весьма ощутимые потери — при отсутствии кода почта автоматически сбрасывает цену товаров процентов на 15. В отдельных случаях уценка может составлять до 50% стоимости. Таким образом, штриховой код является своеобразным сертификатом качества и «загранпаспортом» товара.
Для производителей, не экспортирующих свою продукцию и не имеющих современных складов и систем учета товаров, по-видимому, существенных выгод кодирование товаров не сулит. Хотя с января 1999 года, после вступления в силу правил штрихового кодирования в торговле, отсутствие штрих-кода на товаре может стать серьезным препятствием для продвижения товара даже на внутреннем рынке.
В США и странах Западной Европы штриховое кодирование нашло широкое распространение благодаря возникшей в нем потребности и хорошо развитой технической базе. Использование плодов автоматизации на основании штрихового кодирования товаров могут оценить пока далеко не все торговые предприятия. Не секрет, что оснащение аптек компьютерами в Украине продвигается довольно медленно.
По предварительным результатам проведенного журналом «Провизор» исследования по использованию компьютерных технологий в медицинских и фармацевтических фирмах Украины (обработано свыше 400 анкет), можно сделать вывод о недостаточной оснащенности аптек компьютерами и оргтехникой. Среди опрошенных респондентов 22,7% ответили, что на их предприятии нет ни одного компьютера (среди аптек этот показатель равен 54%); 27,9% опрошенных фирм имеют по 1 компьютеру (среди аптек — 24,6%). Значительно лучше оснащены технически оптовые фирмы: нет ни одного компьютера только у 3% предприятий, а 5 и более компьютеров имеют 59,4% (среди аптек этот показатель равен 18%). То есть, для эффективной обработки штрих-кодов большинству аптек придется начинать с приобретения современных компьютеров.
Каким же образом будет внедряться штриховое кодирование в торговле, в том числе в аптеках и оптовом звене? Не окажется ли, что это будет очередным мероприятием, проведенным в приказном порядке, которое окажется непосильным финансовым бременем для мелких предприятий. А воспользоваться преимуществами штрихового кодирования смогут только крупные фирмы, которые могут вложить значительные суммы в приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения к нему, позволяющего полностью автоматизировать весь процесс учета и движения товаров. По расчетам, проведенным российскими специалистами, затраты на оборудование отдела запасов, бухгалтерии и торгового зала с созданием программно-аппаратного комплекса продажи товаров по штриховому коду составляют сумму от $17000 до $25000.
Если вы все же нашли средства на оснащение своего предприятия оборудованием для работы со штрих-кодами и хотите шагать в ногу со временем и техническим прогрессом, вам будет интересна одна из стандартных схем работы автоматизированной системы по расшифровке штрих-кодов.
К кассовому аппарату, оснащенному специальной дополнительной электронной платой для связи с компьютером, подключается стандартный считыватель штрихового кода. Кассовые аппараты торгового зала (до восьми аппаратов) подключаются к одному компьютеру, управляющему их работой. На этом компьютере должна быть установлена специальная программа для управления кассами — драйвер кассовых аппаратов. Компьютер может быть присоединен к локальной вычислительной сети для связи с компьютером, на котором осуществляется складской учет, и с компьютерами бухгалтерии. При желании или недостатке средств весь учет можно вести на одном компьютере, который управляет кассовыми аппаратами.
Вначале смены в управляющий компьютер заносятся данные о новых поступлениях в торговый зал. Эти данные могут заноситься как вручную, так и автоматически из программы складского учета. Далее, при продаже товара через кассу считывателем штрихового кода (сканера) в кассу, а через нее и в управляющий компьютер вносятся данные об отпущенном товаре. При этом в любой момент времени известны остатки товара в торговом зале и имеются все данные об отпущенном товаре не только в суммарном, но и в количественном выражении. Нет нужды говорить, насколько при этом упростятся процедуры инвентаризации остатков, сверки суммовых остатков и т. д. Кроме того, имея реальные данные об остатках товара и об их реализуемости, заведующий аптекой может более грамотно, а значит и с большей выгодой для аптеки, планировать заказ и приобретение лекарств.
Для создания этикеток, ярлыков со ШК или просто штрих-кодовых обозначений разработаны специальные программы. Они дают возможность создавать форматы будущих этикеток с включением в них ШК, текстов, логотипов и др.
Для печатания ШК-обозначений разработаны специальные термо- и термотрансферные принтеры, которые могут иметь программы для создания ШК. Они наносят изображения на промежуточный носитель — этикетку, имеющую клейкую основу. Спектр существующих принтеров очень широк, а основными показателями, характеризующими их, является скорость печати, максимальное поле печати и объем памяти принтера, которая определяет количество форматов этикеток, которые он может распечатать в переносном режиме.
Проверку соответственности напечатанного штрихового кода, его параметры, которые заданы в стандартах, делают с помощью верификаторов. Эти приспособления не только считывают код, а также измеряют числовые значения их геометрических и оптических характеристик. Анализируя полученные с помощью верификатора данные, можно уменьшить влияние факторов, которые изменяют качество печати штрихового кода, а также оперативно контролировать качество печати штрих-кодовых пометок.
Для считывания информации, которая отображена с помощью ШК, разработаны специальные устройства — сканеры. Это оптические приспособления, которые излучают свет на изображение ШК. Световые лучи, которые отражаются от поверхности и попадают снова в сканер, несут в себе информацию о размещении штрихов и расстояний ШК, обработка которой позволяет декодировать закодированную информацию. Широко распространены следующие виды сканеров:
CCD-сканер. Это наипростейшее приспособление, которое наиболее распространено. Длина кодов для считывания этим сканером не должна превышать 60 (80) мм. Оснащается световой и звуковой индикацией правильности кодов. |
|
«Световое перо» — сканер в виде толстого карандаша. В отличие от CCD сканера, более удобный в пользовании, но имеет несколько важных особенностей. Это устройство незаменимо для считывания информации в тяжело доступных местах, неплоских поверхностях, не имеет ограничений по длине кодов для считывания. |
|
Лазерный сканер. Этот сканер является бесконтактным — может считывать ШК на расстоянии (до 10 м). Применяется для считывания ШК с грузов, которые передвигаются с поддонов на складах через стеклянную перегородку. |
|
Многоплоскостной сканер. Отличается от всех перечисленных выше тем, что не он относится к товару, а наоборот. Имеет систему зеркал, которые проворачиваются и разворачивают считывающий свет лазера в разных плоскостях. При этом достаточно пронести изображение ШК над поверхностью сканера. «Мертвая зона» у таких устройств минимальна, а у некоторых вообще отсутствует. Применяется для автоматизации рабочего места кассира. |
С этой целью применяются специальные декодеры. Эти устройства распознают ШК, проверяют правильность его считывания, представляют информацию в понятном для компьютера двойном коде и передают ее на дальнейшую обработку.
Переносные накопители данных. Это особенные сканеры, которые имеют встроенный декодер, память и LCD-дисплей. Устройство сначала программируется, что дает возможность выполнения некоторых действий в полученной информации самостоятельно. В памяти накопителя может сохраняться до 3000 значений ШК средней длины с привязкой одного или нескольких чисел, например в количестве единиц данного товара. Переносные накопители данных позволяют собирать информацию о количестве того или иного товара на складе, в торговом зале, непосредственно на транспортном средстве. С помощью специального устройства — базы, собраные данные можно перенести непосредственно в компьютер в необходимый документ: счет, накладная, кассовый чек и др., либо наоборот.
Винницкая ТПП
287100 г. Винница, Хмельницкое шоссе, 7. Телефон: (0432) 35-83-30, 39-95-83.
Телефакс: (0432) 39-91-96
Днепропетровская ТПП
320061 г. Днепропетровск, ул. Вакуленчука, 3. Телефон: (0562) 93-20-14.
Телефакс: (0562) 93-06-52
Донецкая ТПП
340000 г. Донецк, пр. Дзержинского, 12. Телефон: (0622) 92-80-60. Телефакс:
(0622) 92-80-48
Житомирская ТПП
262002 г. Житомир, ул. Гагарина, 24. Телефон: (0412) 34-15-96. Телефакс:
(0412) 34-55-58
Закарпатская ТПП
294015 г. Ужгород, ул. Грушевского, 62. Телефон: (03122) 6-22-14. Телефакс:
(03122) 6-23-96
Запорожская ТПП
330000 г. Запорожье, пр. Ленина, 162. Телефон: (0612) 39-04-16. Телефакс:
(0612) 33-11-72
Ивано-Франковская ТПП
248000 г. Ивано-Франковск, ул. Пушкина, 48. Телефон/факс: (03422) 3-01-65
Киевская ТПП
252601 г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 55. Телефон: (044) 219-25-01.
Телефакс: (044) 219-25-02
Кировоградская ТПП
316050 г. Кировоград, ул. К. Маркса, 18. Телефон/факс: (0522) 24-02-89
ТПП Крыма
333000 г. Симферополь, ул. Севастопольская, 45. Телефон: (0652) 27-52-48.
Телефакс: (0652) 44-58-43
Луганская ТПП
348022 г. Луганск, ул. Советская, 45. Телефон: (0642) 52-42-00. Телефакс:
(0642) 52-31-62
Львовская ТПП
290011 г. Львов, Стрыйский парк, 14. Телефон: (0322) 76-76-12. Телефакс: (0322)
76-79-72
Николаевская ТПП
327030 г. Николаев, ул. Р. Люксембург, 27. Телефон: (0512) 35-99-94. Телефакс:
(0512) 35-52-62
Одесская ТПП
270011 г. Одесса, ул. Кирова, 47. Телефон: (0482) 22-64-67. Телефакс:
(0482) 22-48-22
Полтавская ТПП
314039 г. Полтава, ул. Коцюбинского, 6. Телефон: (05322) 7-52-91. Телефакс:
(05322) 7-52-91
Ровенская ТПП
266013 г. Ровно, ул. С. Петлюры, 35. Телефон: (0362) 22-69-21. Телефакс: (0362)
26-96-74
Сумская ТПП
244030 г. Сумы, ул. Красногвардейская, 7-а. Телефон: (0542) 22-54-07.
Телефакс: (0542) 21-00-41
Тернопольская ТПП
282001 г. Тернополь, ул. Русская, 40. Телефон: (03522) 5-14-57. Телефакс: (03522)
5-14-57
Харьковская ТПП
310012 г. Харьков, ул. Кацарская, З-а .Телефон: (0572) 14-96-90. Телефакс: (0572)
14-92-82
Херсонская ТПП
325000 г. Херсон, ул. Гагарина, 34-а. Телефон: (05522) 2-57-49. Телефакс: (05522)4-22-92,
4-33-29
Хмельницкая ТПП
280025 г. Хмельницкий, ул. Вокзальная, 59. Телефон: (0382) 55-16-48. Телефакс:
(0382) 55-16-48
Черкасская ТПП
257600 г. Черкассы, ул. Ленина, 105. Телефон: (0472) 47-35-60. Телефакс:
(0472)45-31-68
Черновицкая ТПП
274029 г. Черновцы, ул. Стасюка, 20. Телефон: (03722) 7-46-81. Телефакс:
(03722) 7 46-81
Черниговская ТПП
250000 г. Чернигов, ул. Примакова, 7. Телефон: (04622) 4-22-42.
Телефакс: (04622) 4-05-90
Волынское отделение ТПП Украины
263021 г. Луцк, ул. Советская, 147-а. Телефон/факс: (03322) 4-05-55
Отдел штрихового кодирования МВЭСторг, (044) 212-02-49
Р.S. С 1.01.99 года нельзя торговать без штрихового кода. Наверняка произойдут изменения. Ведь не вырастишь насильственно сеть супермаркетов, не заставишь туда ходить нищий народ. Как коснется это аптек, являющихся не только торговыми предприятиями, а в первую очередь учреждениями здравоохранения? Будем ждать.
Главная • Архив • Реклама на сайте • Почта: [email protected] |