Логотип журнала "Провизор"








Профессор, д. ф. н. В. Толочко,
Е. Друговина, М. Заричковая

Современное состояние тароупаковочной индустрии Украины
и пути решения стоящих перед ней задач,
применительно к фармацевтической продукции

Украинская фармацевтическая академия

Новое издание
Управление фармацией. Учебник под редакцией проф. В. М. Толочко (авторы В. М. Толочко, М. А. Алюшина, Д. Л. Великий, Т. В. Кожухова, И. В. Мищенко, Н. В. Черткова, В. Н. Хоменко — ИПКСФ УкрФА). — Х.: Основа, 1997.—256 с.

Сегодняшняя жизнь требует от специалистов фармации высокого уровня знаний и творческой инициативы для овладевания новыми методами хозяйствования в условиях рыночных отношений. Их деятельность направлена на организацию и управление фармацевтической деятельностью через сеть предприятий (аптек) разных форм собственности. Эти вопросы освещены в учебнике, в котором теория управления рассматривается как сумма знаний касающихся процессов достижения определенной цели, объединяет в себе такие вопросы, как психология, социология, экономика, организационные системы, документационное и компьютерное обеспечение процесса управления фармацевтической деятельности с учетом ее специфики.

Министерством Здравоохранения Украины учебник предлагается для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации специалистов фармации, специалистов в области фармацевтической деятельности.
Цена издания 5 грн. 90 коп. с учетом НДС. По вопросу приобретения обращаться по адресу: 310013, г. Харьков, ул. Челюскинцев, 3. Аптека № 28, кафедра ИПКСФ. Тел. 45-11-47, факс 47-02-05.

Проблема развития производства и расширения ассортимента тары и упаковки, отвечающей современным требованиям рынка, является актуальной для Украины. На важность этого направления указывает то, что Министерство экономики Украины целенаправленно выделяет капиталовложения, бюджетные кредиты и займы для развития производства тары и упаковки, упаковочных материалов.

Правительство Украины разработало в 1994 г. «Государственную программу развития производства тары и тароупаковочных материалов на период до 2000 года». Было создано множество проектов, направленных на улучшение уровня упаковки отечественных товаров [1]. Но проблемы остаются. Так, например, молодой тароупаковочной индустрии нужны специалисты. До сих пор в Украине не уделялось должного внимания подготовке кадров для упаковочной промышленности. Тренинг и образование кадров в этой сфере никогда не являлись приоритетными.

Практика же показывает, что целесообразна подготовка специалистов по следующим направлениям:
производители упаковочных машин и оборудования;

инженеры для развития производства различных типов тары и упаковки (например из бумаги и картона, полимерных материалов, металла, стекла и их комбинаций);

специалисты по упаковыванию и нанесению оперативной информации и маркировки и т. д.

Далее, нужны специалисты-упаковщики, которые должны учитывать специфику конкретного производства тары и упаковочных материалов, специалисты для обслуживания упаковочных линий, дизайнеры, специалисты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области тары и упаковки [2].

Возникает вопрос, где и как их готовить. Специальных учебных заведений в Украине пока мало, но следует выделить Украинскую академию печати (город Львов), которая начала подготовку специалистов-упаковщиков по специализации «Оборудование для изготовления упаковок и тары». В Харькове существует Институт дизайна, который занимается разработкой тары и упаковки. Необходимо создать условия для решения проблем посредством диалога между производителями упаковочных материалов, машин и технологий и потребителями, как отечественными, так и зарубежными.

Определенную роль в решении этой задачи могут сыграть систематические курсы подготовки и переподготовки специалистов в области тары и упаковки, а первые шаги в создании таких курсов — формирование преподавательского состава и снабжение его необходимым опытом и учебно-методическими материалами. И исходить это должно от промышленности. Безусловно, на первых порах можно использовать накопленный опыт за рубежом.

Но это часть проблемы тароупаковочной отрасли. Необходимо создать централизованный орган управления и законодательства в этой области. Сегодня отсутствует единый орган стандартизации. Старые, еще Союзные ГОСТы на тару и упаковку являются все еще основополагающими в работе государственных предприятий. А если они отсутствуют, то отсутствуют и требования к утилизации тары и упаковки. Известно, что упаковка наряду со своей основной функцией должна содержать информацию как о продукте, так и о ней самой. К этой информации должны относиться, в частности, и требования по безопасному обращению, включая транспортировку, использование и утилизацию упаковки, данные о ее экологичности. Последнее особенно важно при осуществлении экспортных поставок. Что касается импорта, то в стране постоянно появляются новые современные упаковочные материалы и изделия, внедряются новые технологии упаковки. Но, к сожалению, из-за отсутствия координирующей системы, а следовательно, научно-технического и информационно-коммуникативного потенциала эти процессы происходят спонтанно, без научного и аналитического подхода. Причем, одновременно с этим, в Украину вместе с фармацевтическими продуктами и продуктами народного потребления из-за рубежа ввозится огромное количество упаковки, которая практически ни кем не учитывается и после функционального использования превращается в так называемые твердые бытовые отходы (ТБО), т. е. в мусор, загрязняющий наши города.

Следует отметить, что в странах Западной Европы одновременно с развитием упаковочной индустрии в последние десятилетия интенсивно развиваются системы сепарирования, сбора и переработки отходов упаковки, которые выделены из общей массы ТБО как наиболее эффективно поддающиеся вторичному использованию. Во многих странах ЕС уже приняты законы, регламентирующие поэтапный переход к 2000 году на полною переработку бытовых отходов упаковки. На Украине же, в настоящее время, отходы тары и упаковки не выделяются из общего объема ТБО. Сбором и переработкой их серьезно никто не занимается. Большинство современных упаковочных материалов (особенно комбинированных) при сжигании выделяют в окружающую среду целую гамму смертоносных газов, а при захоронении на свалках не разлагаются в течение 100 и более лет [3,4].

Но как к этим проблемам относятся сами производители и потребители тары и упаковки? В Институте повышения квалификации специалистов фармации Украинской фармацевтической академии (г. Харьков) проведены исследования в этой области среди крупнейших фармацевтических заводов — отечественных производителей лекарственных препаратов, а также некоторых производителей тароупаковочной продукции.

В ходе проведенных исследований установлено, что на сегодняшний день для тароупаковочной индустрии Украины, применительно к фармацевтической промышленности, наиболее актуальными являются проблемы экономического, законодательного и экологического характера (график № 1).

График № 1. Проблемы тароупаковочной индустрии

Выявлено, что только 2% предприятий используют экологически чистую упаковку, остальные пока не задумываются над этим вопросом, считая, что есть более важные проблемы — экономические и законодательные, и каждое предприятие пытается по-своему решить эти проблемы. Так, 75% предприятий, считающих тароупаковочную индустрию составной частью производства, пытаются улучшить ситуацию, проявляя собственную инициативу, оставшиеся 25% предприятий (большинство из которых имеют государственную форму собственности), считающих тароупаковочную индустрию самостоятельной, не предпринимают никаких шагов, полагаясь на государство.

Вместе с тем, 90% опрошенных респондентов считают, что на сегодняшний день для Украины выгодно создать собственную тароупаковочную отрасль, но ее развитию будет препятствовать множество факторов, среди которых:
- низкий научно-технический уровень;
- некачественное отечественное сырье и материалы;
- несовершенная налоговая система в этом направлении;
- недостаточная численность специалистов;
- отсутствие информационной базы и др.

Поэтому вопрос упаковки и тары для отечественных фармацевтических предприятий решается за счет импорта сырья для производства тары и упаковки либо импорта готовой тары и упаковки.

В этих условиях закупку тароупаковочного оборудования за границей и подготовку специалистов для работы с ним каждое предприятие осуществляет индивидуально, что влечет за собой дополнительные расходы.

В целом, современное состояние обеспечения фармацевтических предприятий Украины тарой и упаковкой представлено всего 46% отечественного производства, 27% — импортного производства (дальнее зарубежье — 16% и 11% — страны СНГ), 20% — производства совместных предприятий. Значительная доля (7%) сохраняется за собственным производством фармацевтических предприятий (график № 2).

 

График № 2. Доля отечественных и зарубежных поставщиков в обеспечении фармпредприятий Украины тарой и упаковкой

Но в любом случае проблемой для фармацевтических предприятий остается высокая стоимость качественной тары и упаковки, что объясняется следующим:
- дорогим сырьем и материалами;
- высокой стоимостью оборудования для производства упаковки;
- ввозом тары и упаковки из-за рубежа;
- несовершенной налоговой системы в этом направлении;
- сравнительно маленькими партиями заказа на производство тары и упаковки, др.

Далее, были изучены вопросы доступности тароупаковочных материалов, а также вопрос о том, таре и упаковке из каких материалов отдают предпочтение производители лекарственных препаратов. Данные представлены на графиках № 3 и № 4.

График № 3

График № 4

Из полученных данных видно, что наиболее доступные упаковочные материалы на сегодняшний день — стекло, бумага и полимеры, они же являются наиболее предпочтительными для упаковки лекарственных препаратов.

В зависимости от вида лекарственных препаратов используются тара и упаковка из различных материалов, и у каждого из них есть свои недостатки. Так, например, большинству упаковок, произведенных из картона и бумаги, присущи следующие недостатки:
- подверженность повреждению при перевозке;
- протекаемость содержимого;
- впитывание грязи;
- не защищает содержимое от внешних запахов;
- утрачивает прочность при соприкосновении с продуктом;
- легко пачкается;
- неустойчивость к влаге.
 
Как показали исследования, наиболее сложно оказалось защитить выпускаемую фармацевтическую продукцию в процессе обращения от:
- механического удара;
- раздавливания;
- температурных изменений;
- изменений влажности;
- света;
- порчи;
- вибрации;
- вытирания;
- разъедания грызунами;
- посторонних запахов.

Поэтому предприятия, заботящиеся о своей продукции, используют только качественную упаковку, а она в большинстве случаев оказывается импортного производства, ибо отечественная упаковка, по мнению 96% респондентов, имеет множество недостатков (помимо указанных), не позволяющих представить отечественную продукцию на мировом уровне.

В первую очередь к ним относятся:
- плохое качество материалов;
- низкие эстетические показатели;
- неудобство обращения;
- недостаточная защита товара;
- высокая цена, не соответствующая качеству;
- отсутствие индивидуального дизайна и т. д.

И хотя 100% (!) респондентов признают зависимость сбыта продукции от дизайна ее упаковки, но только на 1% (!) предприятий существуют отделы дизайна. Более того, только 35% предприятий пользуются услугами специалистов по дизайну. А ведь зачастую именно тара и упаковка являются лучшей рекламой товара. И это действительно так. Нами установлено, что эстетически выдержанная, красочная упаковка увеличивает объем продаж на 60-130%, в то время как ее стоимость составляет от 5% до 14% от стоимости самого товара. Причем стоимость упаковки можно снизить за счет увеличения объема заказа (минимальная экономически выгодная партия 100 тыс. ед.), а также использования новых более дешёвых упаковочных средств с применением недорогих материалов, например, композиционных на основе картона. Сейчас все большую популярность приобретают флексибильные материалы на основе бумаги, пергамента, фольги, полиэтилена, полиэстера, полипропилена и комбинированных многослойных пленок.

Таким образом, проведенные исследования указывают на необходимость дальнейшего развития отечественной тароупаковочной индустрии, в том числе применительно к фармацевтической продукции. Основными путями для этого могут служить: подготовка специалистов; расширение сети специализированных предприятий по производству тары и упаковки; совершенствование технологий производства; улучшение информационной базы, в т. ч. по анализу зарубежного опыта; разработка конкретных рекомендаций по таре и упаковке, с учетом специфики фармацевтической продукции.

Литература

  1. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка и реализация дизайн-программы упаковка».— Киев, 1996.— 65 с.

  2. Иохан Селин. Как готовить специалистов для упаковочной отрасли//Рос. журн. Тара и упаковка.— 1996.— № 1.— с. 8-10.

  3. А. Козак. Правительство Украины заинтересовалось проблемами упаковки//Рос. журн. Тара и упаковка.— 1994.— № 6.— с. 14.

  4. Б. Борадавский, Н. Рыбальский. Кризисное положение с переработкой отходов упаковки//Рос. журн. Тара и упаковка.— 1996.— № 2.— с. 22-25.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика