Логотип журнала "Провизор"








Дихтярева Н. М., канд. фарм. наук, доц.,
Страшный В. В., канд. фарм. наук,
Мнушко З. Н., докт. фарм. наук, проф.,
Кудайкулова А. А., канд. фарм. наук

Современные тенденции и проблемы внешнеторговой деятельности в фармации

Украинская фармацевтическая академия

Рыночная ориентация экономики Украины внесла значительные изменения в область внешнеэкономических отношений. В условиях административно-командной системы управления внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) была прерогативой государства и осуществлялась общесоюзными внешнеторговыми организациями. С развитием рыночных отношений предприятия, в том числе и фармацевтические, наряду с хозяйственной самостоятельностью получили право решать вопросы выбора зарубежных партнеров и заключения с ними контрактов, методов и организационных форм осуществления экспортно-импортных операций в рамках действующего законодательства. Однако, многие из них сталкиваются с проблемами из-за незнания теоретических аспектов внешнеторговых отношений, в частности, их организационных и правовых сторон.

История развития международных торговых отношений привела к установлению новых правил организации мировой торговли, валютнокредитных и финансовых отношений, для контроля за которыми были созданы три международные организации.

Международный валютный фонд (МВФ), в функции которого входило следить за нормальным осуществлением международных валютнокредитных и финансовых отношений.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) или Мировой банк, призванный способствовать финансированию инвестиционных проектов в странах, разрушенных войной и освободившихся странах. В настоящее время он является важным источником финансирования развития, осуществляет экспертизы и консультации в области политики развития.

Международная торговая организация (МТО), в основе деятельности которой лежит Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году между 23 странами, где каждая из них согласилась предоставлять другим равный и недискриминационный режим торговли, сокращать на основе многосторонних договоренностей тарифы и со временем устранить импортные квоты. Сейчас ГАТТ насчитывает более 100 стран-участников.

ГАТТ дало миру основной комплекс правил, по которым проводятся торговые переговоры и механизм контроля за их реализацией. Был принят Кодекс поведения стран-членов ГАТТ, куда вошли:

  1. Соглашение о промышленных стандартах, предусматривающее, что отношение к ввозным товарам будет такое же, как и к товарам отечественного производства.
  2. Соглашение или Кодекс поведения в отношении субсидий и компенсационных пошлин, признающее внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента политики, которая, однако, не должна оказывать отрицательного воздействия на другие страны.
  3. Кодекс лицензирования, обязывающий участников упростить порядок лицензирования и не допустить дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм.
  4. Кодекс таможенной оценки, согласно которому следует проводить оценку на основе цены СИФ или ФОБ.

Все страны-участники ГАТТ должны соблюдать положения Кодекса. При нарушении правил ГАТТ пострадавшая сторона может подать жалобу в Совет ГАТТ.

С 1 января 1995 года все права и функции ГАТТ перешли к вновь созданной международной организации — Всемирной торговой организации (ВТО).

В июне 1997 года в Украине состоялась вторая правительственная конференция по вопросам присоединения Украины к системе этой мировой структуры. В ее работе приняла участие Комиссия по присоединению Украины к ГАТТ/ВТО, руководитель которой Эндрю Столер отметил высокий профессионализм украинских специалистов, работающих над программой присоединения и реальность вступления Украины в эту международную организацию, что приведет к кардинальным изменениям в возможности торговли украинскими товарами на мировом рынке.

Знание правовой стороны международных торговых отношений призвано защитить интересы как государств, так и юридических лиц и граждан-участников этих отношений на основе современных норм международного частного права.

Право международной торговли охватывает широкий спектр вопросов: о порядке заключения международных контрактов, о финансировании и страховании экспорта, перевозке товаров, разрешении споров, вытекающих из международных коммерческих сделок, таможенном праве и пр.

При этом для мирового сообщества очень важно, чтобы право международной купли-продажи было единым и не определялось различными национальными правовыми системами. Так, например, местонахождение сторон внешнеэкономического контракта, место заключения и исполнения этих договоров часто не совпадают, что требует определения права, подлежащего применению к такому контракту.

В этой связи в последние годы быстро развивается универсальная унификация права международной торговли, что дает значительное практическое преимущество для международного делового сотрудничества. Уже действуют целый ряд международных соглашений, предназначенных для универсального регулирования условий внешнеэкономических сделок, прежде всего купли-продажи.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция) явилась первой универсальной унификацией норм национальных законодательств, регулирующих заключение договоров международной купли-продажи товаров между странами с различными общественными, экономическими и правовыми системами, способствующей устранению правовых барьеров в международной торговле. Это, в свою очередь, приводит к ускорению и удешевлению коммерческих переговоров между иностранными партнерами; создает предпосылки для однозначного понимания сторонами договора их прав и обязанностей; содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора; определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору и пр.

Вступила в права Венская Конвенция с 1 января 1988 года, а с 1 февраля 1991 года она действует для Украины.

В дополнение к Венской конвенции в 1985 году была подписана Гаагская конвенция, целью которой было разработать Положение об унификации коллизионных правил, определяющих право, применяемое к договорам международной купли-продажи. Согласно этой конвенции, право, применимое к договору купли-продажи регулирует следующие условия:

толкование договора;
права и обязанности сторон и исполнение договора;
время, с которого покупатель имеет право на доходы от товаров;
время, с которого покупатель несет риски в отношении товаров;
последствия неисполнения договора;
способы погашения обязательств;
исковую давность и последствия недействительности договора и пр.

Существует и ряд других конвенций, которые хотя и посвящены отдельным предметам регулирования и носят законченный характер, все же опираются на положения Венской Конвенции ООН 1988 года.

Разработкой конкретных правил торговли, подготовкой проектов различных международных соглашений занимаются международные организации: межправительственные, региональные, неправительственные.

Межправительственная организация Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) выполняет, в частности, функции по подготовке новых международных конвенций, содействию кодификации международных торговых обычаев, сбору и распространению информации в этой области.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) в Риме занимается разработкой проектов конвенций в области международного частного права.

Интеграционные процессы приводят к образованию региональных торгово-экономических объединений стран. Примером такой региональной международной организации служит Европейский союз (ЕС) (до 1993 года Европейское сообщество). Он объединяет 15 стран.

Таможенная система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодательство, а именно в части таможенной оценки товаров, правил установления страны происхождения товаров, особых режимов их ввоза и вывоза и пр. Всего Комиссией ЕС (КЕС) разработано около 300 директив по формированию унифицированного механизма правового регулирования хозяйственных отношений в рамках ЕС. Среди них значительное место занимают директивы, регулирующие правила производства, реализации, контроля качества лекарственных препаратов:

директива Совета ЕС 65/65/ЕЭС «О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов»;
директива Совета ЕС 92/25/ЕЭС «О правилах оптовой реализации лекарственных препаратов для человека»;
директива Совета ЕС 92/26/ЕЭС «Об определении категорий лекарственных препаратов для человека»;
директива Совета ЕС 89/105/ЕЭС «О гласности относительно мер по регулированию цен на лекарственные препараты для человека и о включении их в сферу действия государственной системы медицинского страхования» и пр.

С целью же регулирования торговых отношений стран-членов ЕС с третьими странами создан Единый таможенный тариф (ЕТТ), применяемый с 1 июля 1968 года.

Примером неправительственных международных организаций служит международная торговая палата (МТП), представляющая собой объединение национальных организаций, деловых кругов стран, заинтересованных в развитии международных экономических связей. В настоящее время МТП насчитывает около 1500 коллективных и более 6000 индивидуальных членов из 80 стран. Одним из наиболее весомых документов, разработанных МТП, являются международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС». Впервые они были опубликованы в 1936 году, а последняя интерпретация принята в 1990 году и действует в настоящее время. Роль ИНКОТЕРМС состоит в том, чтобы исключить или уменьшить последствия недоразумений из-за различной трактовки торговых понятий сторонами при заключении международных торговых контрактов. Рассмотренные нами понятия и положения относятся к макроуровню международных торговых отношений. Микроуровень предполагает организацию и управление внешнеэкономическими связями в масштабах государства, отрасли, предприятия. В настоящее время Украина осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, на принципах правового регулирования на взаимовыгодной основе. Это определило соответствующую инфраструктуру и систему регулирования ВЭД. Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется Украиной как государством, в лице ее органов и государственных институтов, негосударственными органами управления экономикой (товарными, фондовыми, валютными биржами, торговыми палатами, ассоциациями, союзами), самими субъектами внешнеэкономической деятельности (рис. 1). Регулирующая роль Верховной Рады Украины состоит в части принятия законов в области ВЭД. Выработкой и осуществлением внешнеэкономической политики Украины в соответствии с законодательством занимается Кабинет Министров Украины. В его функции входит координация деятельности министров, торговых представительств Украины за рубежом, принятие нормативных актов по управлению ВЭД, заключение и контроль за выполнением межправительственных договоров, осуществление мер по рациональному использованию средств валютного банка Украины. Хранение же и использование золотовалютного резерва и других ценностей, которые обеспечивают платежеспособность страны, а также представление интересов Украины во взаимоотношениях с банками других государств, ведение расчетных операций с валютными ресурсами осуществляет национальный банк Украины. Министерство внешнеэкономических связей и торговли Украины обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики, координацию деятельности всех ее субъектов, контроль за соблюдением законов и условий международных договоров, регистрацию отдельных видов внешнеэкономической деятельности, контрактов. Одной из сфер государственного управления ВЭД является регулирование таможенного дела, осуществляемое высшими органами власти и управления. Непосредственное выполнение таможенной политики возложено на таможенные органы Украины: Государственный таможенный комитет Украины, таможни, территориальные таможенные управления и другие таможенные учреждения. Отраслевое управление внешнеэкономической деятельностью входит в функции соответствующих Министерств и ведомств. В фармацевтической отрасли это Министерство здравоохранения Украины и Государственный комитет Украины по медицинской и микробиологической промышленности. Среди основных задач последнего выделены направления по совершенствованию ВЭД украинских товаропроизводителей, повышению роста экспортного потенциала предприятий медицинской и микробиологической промышленности, определению потребности государства в продукции медицинского, микробиологического, ветеринарного назначения и регулированию ее ввоза в Украину и вывоза за границу, обеспечению координации ВЭД предприятий медицинской и микробиологической промышленности, содействию международному сотрудничеству, заключению и выполнению международных соглашений Украины по вопросам медицинской и микробиологической промышленности. Развитие экономики государства в целом, как и отдельных ее отраслей среди прочего определяется соотношением объемов экспорта и импорта. Большинство развитых капиталистических стран имеют положительное сальдо торгового баланса со значительным превышением экспорта над импортом. В Украине, в силу объективных причин переходного периода, пока наблюдается обратная тенденция. Поэтому среди наиболее актуальных задач современного этапа развития экономики Украины выступают стабилизация внешнеэкономического механизма страны, разработка и принятие государственной программы стимулирования экспорта и пр. В настоящее время с целью оперативного регулирования внешнеэкономических связей, оптимального удовлетворения потребностей населения в различных группах товаров, защиты отечественного производителя в Украине утверждены Положения о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта. Эти защитные мероприятия приняты во всех странах мира и вводятся на определенный период времени и по отдельным товарам в случаях нарушения законов, несоблюдения положений международных договоров, экспорта-импорта некачественной продукции и пр. Самостоятельная внешнеэкономическая политика Украины способствует как развитию внутреннего рынка страны, так и постепенной интеграции национальной экономики в мировую. Эта общая тенденция характерна и для фармацевтической отрасли. Осуществление ВЭД содействует развитию конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности, позволяет сформировать фармацевтический рынок, призванный выполнять важнейшую социальную задачу обеспечение населения готовыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Так, используя опыт зарубежных фирм, фармацевтические предприятия Украины выпускают большинство популярных лекарственных препаратов, как для внутреннего рынка, так и для экспорта, на основе закупки биологически активных субстанций фирм-производителей других стран. По данным Госкоммедбиопрома, объем производства таких лекарственных препаратов в 1997 году в сравнении с 1996 годом возрос на 10,6%. Производство препаратов-генериков является одним из средств выживания отечественных фармацевтических предприятий. Однако, учитывая нынешнее состояние развития фармацевтической промышленности Украины, для удовлетворения потребности в лекарственных препаратах приходится значительные их количества импортировать. По данным таможенной службы в 1997 году в Украину ввезено лекарственных препаратов на сумму почти в 550 млн. долларов из более чем 50 стран. Наиболее активными импортерами лекарственных препаратов в 1997 году признаны Германия, Венгрия, США, Индия, Болгария, Польша, Австрия, Франция, Словения и др. В целом иностранные фирмы занимают 72% внутреннего фармацевтического рынка Украины. При этом наиболее крупными украинскими импортерами фармпрепаратов являются такие фирмы как «Биокон», «Фалби», «Оптима-Фарм», «Фармимпекс», «Випекс-Фарм» и пр. Экспорт фармпродукции из Украины в основном включает готовые лекарственные средства. По данным таможенной службы Украины, объем экспорта ГЛС в 1997 году составил 106 млн долларов. Причем доля государственных производителей в нем была лишь 23%, остальная же часть принадлежит коммерческим структурам. Чаще всего импортерами отечественной фармпродукции выступают Россия, Беларусь, некоторые государства Средней Азии. Учитывая политику государства по стимулированию экспорта, Госкоммедбиопромом Украины проводится работа по подготовке межправительственных соглашений в сфере фармацевтической промышленности с такими странами как Польша, Болгария, Румыния, Турция, Китай, Иран, Словения, Вьетнам, Конго, в которых предусматривается открытие торговых представительств, консигнационных складов, фирменных аптек. Однако, несмотря на значительные положительные сдвиги в создании отечественного рынка лекарственных средств и интеграции в мировой фармацевтический рынок, существует ряд проблем, сдерживающих этот процесс. Прежде всего, они связаны с все еще неудовлетворительной материальной и технологической оснащенностью украинских фармацевтических производств. Это, в свою очередь, является основной причиной несоответствия условий производства лекарственных препаратов и их качества международным требованиям GMP, что затрудняет впоследствии их сертификацию. По-прежнему отсутствует рациональная система ценообразования на лекарственные препараты отечественного производства для их оптовой реализации и на импортные для розничной продажи. Несмотря на необратимость рыночной ориентации фармацевтической отрасли, все еще недостаточно используются методы и приемы маркетинга, научные подходы по формированию ассортиментной политики в сторону производства и закупки высоколиквидных лекарственных препаратов, систем сбыта фармпродукции и ее рекламы. Важнейшее значение имеет формирование эффективной политики финансирования инноваций с целью использования научного потенциала Украины и разработки оригинальных лекарственных препаратов, что является главным условием повышения экспортного потенциала фармацевтической промышленности Украины.

ved.gif (13247 bytes)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принцины, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. II-го изд.Т. 2. М.: Республика, 1995. С. 335.
  2. Мнушко З. Н., Мусиенко Н. М., Ткаченко Е. Н. Комплекс маркетинга в формировании фармацевтического рынка за рубежом //Вiсник фармацiї. 1996. № 3-4. С.76-80.
  3. Мнушко З. Н., Ткаченко Е. Н., Чернобровая Н. В. Методические рекомендации по оформлению рекламной продукции на лекарственные препараты // Харьков, 1995. 23 с.
  4. Мнушко З. М., Ткаченко О. М., Страшний В. В. Методичнi рекомендацiї по прогнозуванню збуту фармацевтичної продукцiї// Харкiв, 1997. 19 с.
  5. Основы мирохозяйственных связей: [Учеб. пособ. для экон. вузов и фак./ В. Н. Гринева, В. В. Мамонова, В. В. Парамонов и др.]: Под ред. В. Н. Гриневой, В. В. Парамонова. Х.: Основа, 1993. С. 13-20.
  6. Положение о Государственном комитете Украины по медицинской и микробиологической промышленности. Киев. 30 апреля 1998 г.
  7. Попов А. А. Международное частное право. Харьков: РА. 1998. С. 18-27.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер с англ. со 2-го изд. М.: Дело, 1997. С. 736.
  9. Чумак В. Т. Основнi пiдсумки роботи пiдприємств фармацевтичної та мiкробiологiчної промисловостi за 1997 рiк // Еженед. Аптека. 1998. № 10. С. 9-11.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика