Логотип журнала "Провизор"








В Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств

17 июня 1998 г. в Одессе прошло заседание Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ, в котором приняли участие члены комиссии — представители Молдовы, России, Украины, Узбекистана, Грузии, Беларуси.

На заседании были рассмотрены вопросы лицензирования и стандартизации лекарственных средств.

Комиссия приняла решение:

1. Просить Министров здравоохранения стран СНГ рекомендовать в качестве учебно-методических пособий:

проект учебно-методического пособия «Надлежащая производственная практика лекарственных средств»;
книгу «Лицензирование в Европейском Союзе; фармацевтический сектор» для контрольно-разрешительных органов стран СНГ, работников сферы фармации и фармацевтической промышленности, научно-исследовательских и проектных организаций, учебных заведений фармацевтического и медицинского профиля, студентов, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и др.

2. Поручить рабочей группе по разработке требований к производству лекарственных средств продолжить начатую работу и представить на 1-е заседание 2000 г. проект нормативного документа по надлежащей производственной практике в странах СНГ.

3. Поручить Министерству здравоохранения Украины, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Госкоммедбиопрому Украины создать рабочие группы по разработке руководства по надлежащей лабораторной практике (GLP), надлежащей клинической практике (GCP) для стран СНГ.

4. Просить Министров здравоохранения стран СНГ рекомендовать к использованию в странах СНГ разработанные ГИСК им. Тарасевича (Российская Федерация) и Комитетом по вопросам иммунобиологических препаратов (Украина):

методические указания «Фармакопейные статьи на медицинские иммунобиологические препараты»;
«Требования к условиям производства и контроля медицинских иммунобиологических препаратов».

5. Создать в рамках Межгосударственной комиссии координационную группу экспертов по вопросам стандартизации, регистрации и контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов.

6. Просить Министров здравоохранения «Инструкцию по контролю механических включений в инъекционных лекарственных средствах, представляемых на регистрацию в государства-участники Содружества Независимых Государств» рекомендовать к использованию при регистрации и ввозе инъекционных лекарственных средств в государства-участники СНГ.

7. Поручить Комитету по вопросам иммунобиологических препаратов (Украина) совместно с ГИСК им. Тарасевича к следующему совещанию Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ разработать дополнения к «Инструкции по контролю механических включений в инъекционных лекарственных средствах, представляемых на регистрацию в государства-участники Содружества Независимых Государств» в части контроля иммунобиологических препаратов.

8. Поручить Фармакопейному государственному комитету Российской Федерации и ГНИИСКЛС совместно с Фармакопейным комитетом Госкоммедбиопрома Украины и ГНЦЛС окончательно согласовать проект «Инструкции по контролю механических включений в лекарственных средствах в виде глазных капель, представляемых на регистрацию в государства-участники Содружества Независимых Государств».

9. К следующему заседанию Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ представить заключение государств-участников СНГ по возможности использования «Инструкции по контролю механических включений в лекарственных средствах в виде глазных капель, представляемых на регистрацию в государства-участников Содружества Независимых Государств» с целью принятия решения о вводе ее в действие Министрами здравоохранения стран СНГ.

Предлагаем вашему вниманию доклад профессора Ляпунова Николая Александровича, эксперта в области стандартизации лекарственных средств, сделанный на этом заседании.

Ляпунов Н. А., Безуглая Е. П.

Государственная политика стран СНГ в фармацевтическом секторе должна преследовать две основные цели:

во-первых, гарантировать здоровье и безопасность людей;
во-вторых, обеспечивать развитие фармацевтической промышленности, ее способность к конкуренции и занятость населения.

Начиная с 1992 г. фармацевтическая промышленность стран, входивших в состав СССР, оказалась перед проблемой вступления на путь рыночной экономики. Ни соответствующие государственные структуры, ни предприятия-производители, ни научно-исследовательские институты, ни органы по инспектированию и сертификации не были к этому готовы. Отсутствовала информация о специфике законодательства и функционирования фармацевтической промышленности в условиях рыночной экономики. В странах СНГ не существовало правовой и технической базы, чтобы предприятия отрасли могли интегрировать в мировую фармацевтическую индустрию и выйти на зарубежные рынки.

Распад СССР, который привел к этой кризисной ситуации, совпал с созданием в странах Европейского Союза (ЕС) единого рынка. Поэтому логично предположить, что пути выхода из создавшегося положения странам СНГ может подсказать международная практика и, в частности, опыт развития фармацевтического законодательства и фармацевтической промышленности в ЕС.

Основным условием производства лекарственных средств и торговли ими на рынках зарубежных стран является обеспечение качества.

По поводу обеспечения качества Международная федерация ассоциаций фармацевтических производителей (IFPMA*) (ай эф пи эм эй) продекларировала официальную позицию, которая сводится к следующим 7-ми пунктам (продекларировано в феврале 1997 г.):

  1. Обеспечение качества в фармацевтической индустрии является всеобъемлющей концепцией, охватывающей гарантирование качества лекарственных средств от их разработки и исследования, через производство, контроль качества, хранение и распространение до информирования врача и пациента.
  2. Все элементы обеспечения качества равным образом значимы (критичны) для всей системы в целом; уязвимое место или полный упадок в любой из частей системы или какой-либо процедуры резко увеличивает вероятность выпуска в продажу дефектной продукции, что может иметь серьезные последствия для общественного здоровья или даже смертельные случаи.
  3. Надлежащая производственная практика (GMP) является наиболее фундаментальным элементом системы обеспечения качества, который имеет международное признание. Основополагающее руководство по GMP было опубликовано ВОЗ. Производство лекарственных средств вследствие его специфичности следует разрешать только при строго проконтролированных и проверенных условиях в соответствии с принципами и правилами GMP.
  4. Признанные мультинациональные компании во всем мире всегда в порядке самопринуждения придерживаются принципов и правил GMP при производстве фармацевтической продукции. Требование производить лекарственные средства в соответствии с GMP и национальные руководства по GMP, как правило, устанавливаются национальными законодательствами; однако правила, по которым работают компании, и методики их внутреннего аудита оказываются часто более строгими, чем те, которые официально установлены на государственном уровне и применяются к производству лекарств извне.
  5. Если какое-либо правительство разрешает на территории своей страны отечественным производителям лекарственных средств не придерживаться принципов и правил GMP, то такое решение должно быть принято на уровне национального законодательства. Если фармацевтическая продукция не была произведена в условиях GMP, то санкция на ее экспорт, т. е. официальное разрешение на поступление такой продукции в международную торговлю, является неприемлемой.
  6. Стандарты качества для лекарственных средств создавались постепенно с годами экспертами, представляющими промышленность, уполномоченные фармакопейные органы, уполномоченные органы по контролю качества и научно-исследовательские организации; эти стандарты основаны на практическом опыте и необходимости гарантировать безопасность и эффективность продукции ради здоровья пациента. Не может быть «двойных норм» при обеспечении качества лекарственных средств.
  7. Обеспечение качества требует привлечения финансовых средств и соответствующих расходов, что неизбежно приводит к повышению стоимости лекарственных средств. С другой стороны, конкуренция предполагает, что быстрее происходит реализация более дешевых препаратов. При такой альтернативе именно надлежащее обеспечение качества заслуживает одобрения и с неизбежностью становится источником успеха, тогда как уменьшение стоимости в ущерб качеству является источником опасности для пациента и общественного здоровья.

Каждый из элементов обеспечения качества лекарственных средств одинаково критичен для системы в целом. Поэтому недостаточно ограничиваться формальным выполнением отдельных элементов, их надо осуществлять эффективно, все и в полной мере. Механизмы и правила, обеспечивающие эту эффективность, выработаны и отражены как в документах ВОЗ, так и в нормативно-правовых актах и стандартах ЕС.

В соответствии со стратегией ВОЗ первым обобщающим и основополагающим элементом обеспечения качества (на национальном или региональном уровне) является надежная система лицензирования, под которой понимается установленная законами и подзаконными актами система экспертизы и санкционирования, предваряющая производство и реализацию лекарственных средств на рынке.

По вопросам лицензирования для стран СНГ подготовлена и и издана книга, которая может служить методическим пособием.

Следующим фундаментальным элементом обеспечения качества является надлежащая производственная практика (GMP). Всемирная организация здравоохранения придает особое значение тому принципу, что качество следует создавать в течение производственного процесса, а не просто контролировать готовую продукцию.

Руководство по GMP ВОЗ устанавливает минимальные нормы, которых должны строго придерживаться все производители фармацевтической продукции. Мультинациональные компании обычно работают с соблюдением более строгих норм GMP, установленных либо регулирующими органами (например, ЕС), либо их собственными внутренними правилами.

Несмотря на общие принципы и правила, заложенные в разных руководствах по GMP, они имеют свои особенности и каждый из них обязателен для определенного рынка. Можно выделить руководства по GMP ВОЗ, ЕС, Фармацевтической инспекционной конвенции, FDA США и др. В настоящее время в регионах и в мире идет процесс гармонизации правил GMP, примером чему могут служить руководства по GMP ЕС и Фармацевтической инспекционной конвенции, которые практически полностью идентичны.

Для стран СНГ наибольший интерес в настоящее время представляют правила GMP ЕС, Фармацевтической инспекционной конвенции и ВОЗ. Их внедрение связано с возможностью выхода на рынки Европы и стран, вступивших в Систему сертификации ВОЗ. Соответственно, именно эти руководства по GMP должны стать ориентирами развития медицинской промышленности стран СНГ на ближайший период времени.

Следует отметить, что руководства по GMP ЕС и ВОЗ отличаются по структуре, т. е. по систематизации правил. Это обстоятельство необходимо учитывать при построении на предприятиях систем качества.

Хотя большинство правил GMP ЕС и ВОЗ практически идентичны, отдельные правила в разных руководствах отличаются друг от друга или не дублируются. Наиболее существенные отличия связаны с требованиями при производстве стерильных лекарственных средств. В предлагаемом проекте методического пособия легко сравнить правила GMP ЕС и ВОЗ, поскольку их перевод сделан под одной редакцией.

В мире уполномоченные компетентные органы в обязательном порядке осуществляют контроль за соблюдением правил GMP предприятиями-производителями.

Таким образом, вторым основополагающим элементом обеспечения качества лекарственных средств является их производство в соответствии с правилами GMP, а также регулярное независимое инспектирование предприятий с целью удостоверения того, что правила GMP ими соблюдаются.

Третьим фундаментальным элементом обеспечения качества является независимый контроль качества.

Основным требованием к контролю качества в соответствии с GMP является его независимость от производства. За рубежом законодательно установлено, что отдел контроля качества фирмы-производителя должен быть независим от других отделов.

Контроль качества обычно осуществляется либо в процессе производства, либо в испытательных лабораториях. В стандартах EN серии 45000 изложены общие требования к деятельности испытательных лабораторий, к их аттестации и к органам по аккредитации лабораторий.

В ЕС законодательно введен институт квалифицированных (уполномоченных) лиц, которые имеют право подписи, и сведения о которых вносятся в торговую лицензию. Специально уполномоченное лицо обязано удостоверять, что каждая серия лекарственного средства, произведенного в ЕС, была изготовлена и испытана в соответствии с директивами ЕС и требованиями лицензионного досье. Лекарственные средства, которые проконтролированы в одной из стран-участниц, а их качество удостоверено уполномоченным лицом, не должны подвергаться переконтролю в любой другой стране-участнице ЕС.

Сертификация лекарственных средств

Качество в условиях рыночной экономики неразрывно связано с сертификацией. Необходимым условием является наличие системы сертификации, располагающей собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.

В ЕС общие требования касательно сертификации определяют Европейские стандарты EN серии 45000. Приведенный в них набор критериев может быть расширен при использовании определенного стандарта в конкретных областях деятельности, например, в здравоохранении.

В соответствии с принципами обеспечения качества была разработана и функционирует Система сертификации качества лекарственных средств для международной торговли ВОЗ, которая законодательно признана в ЕС (директива 75/319/ЕЕС, ст. 28а).

Участие в Системе сертификации ВОЗ и выполнение ее положений является необходимым условием для экспорта лекарственных средств. Чтобы присоединиться к Системе сертификации ВОЗ с целью экспорта, недостаточно формально выполнять все предусмотренные ею виды деятельности, в частности соблюдать правила GMP, их надо осуществлять эффективно. Как уже говорилось выше, механизмы и правила, обеспечивающие эту эффективность, выработаны и отражены как в документах ВОЗ, так и в нормативно-правовых актах и стандартах Европейского Сообщества. В странах СНГ необходимо учитывать весь этот опыт и воплощать его в фармацевтической практике.

В сентябре 1997 г. в г. Ялте Межгосударственная комиссия приняла решение о создании рабочей группы по разработке методических указаний для стран СНГ по надлежащей производственной практике лекарственных средств (GMP).

При планировании структуры создаваемого документа рабочая группа исходила из конкретной ситуации в странах СНГ, из тех целей и задач, которые стоят перед странами СНГ и их фармацевтической промышленностью, а также из места и роли GMP в условиях рыночной экономики. После анализа вышеизложенного были сделаны следующие выводы:

  1. GMP является частью всеобъемлющей концепции обеспечения качества, компоненты которой тесно взаимосвязаны, взаимопроникают и не могут функционировать друг без друга.
  2. Все элементы обеспечения качества, включая руководства по GMP, должны иметь соответствующую юридическую основу. В странах с рыночной экономикой они введены законодательно.
  3. GMP не является догмой, это развивающаяся система. Имеются руководства по GMP, специфичные для разных рынков, регионов, государств и мультинациональных компаний, однако существуют минимальные требования, изложенные в руководстве по GMP ВОЗ, которые обязаны соблюдать все производители.
  4. Соблюдение правил GMP является как внутренним делом производителя, так и вопросом государственной политики, в связи с чем предприятия регулярно должны подвергаться как самоинспекции, так и инспектированию со стороны уполномоченных компетентных государственных органов.
  5. Удостоверение соблюдения правил GMP является основным элементом системы сертификации лекарственных средств для международной торговли.
  6. Уполномоченные государственные органы и предприятия-производители в странах СНГ во многом (информационно, технически, законодательно, организационно) пока не готовы к переходу фармацевтической промышленности на производство лекарственных средств по требованиям GMP.

Для этого требуется переходный период — период реформ и преобразований в сферах фармацевтического законодательства, регистрации и лицензирования, создания развитой системы экспертизы и инспектирования, технического перевооружения, дисциплины труда и социальной психологии.

Стало очевидным, что вводить в действие в 1998 году межгосударственный отраслевой документ по GMP, который бы строго регламентировал производство и служил критерием для установления технических барьеров в торговле лекарствами между странами СНГ, преждевременно. Эта работа должна быть разбита, по крайней мере, на три этапа:

во-первых, создание общедоступной информационной базы касательно GMP и взаимопроникающих элементов обеспечения качества, где будет обобщен и систематизирован международный опыт и, в частности, опыт Европейского Союза с тем, чтобы самая широкая общественность овладела этой информацией;
во-вторых, проведение соответствующих государственных и межгосударственных реформ и организационных мероприятий в СНГ, основывающихся на этом опыте;
и только затем, в-третьих, разработка и издание регионального руководства по GMP для стран СНГ, которое должно быть гармонизировано с руководством по GMP ЕС.

Поэтому на переходный период основным методическим пособием для стран СНГ по надлежащей производственной практике должны стать законодательные положения ЕС, руководства по GMP ЕС, ВОЗ и Фармацевтической инспекционной конвенции, а также другие документы, отражающие, в частности, правила инспектирования предприятий. Основная задача такого методического пособия — дать общедоступную объективную информацию, необходимую для проведения реформ, а также четко и недвусмысленно установить «планку», которую надо преодолеть странам СНГ и их медицинской промышленности, чтобы гарантировать качество лекарственных средств, влиться в мировую фармацевтическую индустрию и выйти со своей продукцией на международные рынки.

Поэтому методическое пособие было построено следующим образом:

вначале было дано понятие об обеспечении качества и сертификации лекарственных средств;
далее приведен перевод документов, содержащихся в томе IV «Правила регулирования лекарственных средств в Европейском Сообществе. Надлежащая производственная практика лекарственных средств», включающем директивы, руководство по GMP ЕС и 14 приложений к нему;
приведены документы Фармацевтической инспекционной конвенции по производству активных фармацевтических ингредиентов, по надлежащей производственной практике и по производству исследуемых лекарственных средств;
далее приведены те законодательные положения Европейского Союза, которые упоминаются в директивах и руководстве по GMP ЕС, включая сведения об изменениях, вносимых в торговую лицензию;
после этого даны Европейские стандарты EN серии 45000;
затем описывается Система сертификации ВОЗ, руководство ВОЗ по GMP и приложения к нему по производству биологических препаратов, по производству препаратов, полученных с помощью технологии рекомбинантной ДНК, по валидации аналитических методик, по валидации производственных процессов, по производству препаратов для клинических испытаний, по лекарственным средствам из растительного сырья, а также положение об уполномоченных лицах;
в заключение приведены правила по инспектированию фармацевтических производителей. Работа выполнена авторским коллективом, объединяющим высококвалифицированных специалистов разных стран СНГ под общей редакцией Н. А. Ляпунова, В. П. Георгиевского, В. А. Загория, Е. П. Безуглой.

Авторский коллектив надеется, что переводы указанных документов послужат методическим пособием для стран СНГ при проведении реформ в фармацевтическом секторе и при переходе нашей промышленности на работу по правилам GMP. Важно, чтобы это методическое пособие было издано достаточным тиражом и нашло своих потребителей во всех странах СНГ.

Первый шаг на этом пути уже сделан — издана книга «Лицензирование в Европейском Союзе», которую также рекомендуется утвердить в качестве методического пособия для стран СНГ; эта книга может быть бесплатно предоставлена в необходимом количестве всем странам-участницам.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика