В. А. Клемин, Ю. А. Васькова, В. В. Кубаренко В. А. Клемин, Ю. А. Васькова, В. В. Кубаренко
При низкой клинической коронке зуба возникают затруднения при ортодонтическом лечении шиной коронковой из металлокерамики и металлополимера, особенно в области боковых участков зубного ряда. Это обстоятельство потребовало совершенствования данной конструкции и методов протезирования. Использование предложенной полимерно‑металлической зубной шины коронковой на литом каркасе из колец позволяет эффективно решить эту проблему при таких клинических ситуациях.
|
||
|
||
|
|
||
|
||
|
Зубные шины — стоматологические конструкции, используемые при комплексном лечении заболеваний пародонта, переломов зубов и челюстей, а также при патологической стираемости твердых тканей зубов и профилактике возможной перегрузки в зубном ряду.
У пациентов с заболеванием пародонта использование шин предусматривает профилактические и лечебные цели.
Анализ их применения в широкой практике показывает: основные конструкции — это шины коронковые, шины-протезы и шины, изготовленные по технологии применения композитных материалов с использованием техники адгезии.
Широкое применение коронковых шин обусловлено их надежностью, а также тем, что многие врачи-ортопеды владеют данной методикой оказания помощи.
К показаниям для изготовления шин, состоящих из коронок, следует относить:
|
||
|
Коронковые шины, в зависимости от вида используемых коронок, бывают:
При низкой клинической коронке зуба возникают затруднения при ортодонтическом лечении шиной коронковой из металлокерамики и металлополимера, особенно в области боковых участков зубного ряда.
Это обстоятельство потребовало совершенствования данной конструкции и методов протезирования.
Использование предложенной полимерно- металлической зубной шины коронковой на литом каркасе из колец позволяет эффективно решить эту проблему при таких клинических ситуациях.
Эта конструкция приемлема с косметической точки зрения и имеет достаточную прочность.
К тому же эта методика протезирования не требует дополнительного оборудования и инструментария для протезирования данным видом шин.
Это обусловлено тем, что в области окклюзионной поверхности имеется только слой пластмассы, который, естественно, будет меньше, чем полимерно- металлический или металлокерамический.
|
||
|
|
||
|
После описания технологии протезирования несъемной полимерно- металлической зубной шиной на литом каркасе из колец следует, естественно, перейти к обсуждению достоинств и недостатков их применения.
Использование данной конструкции, с точки зрения эстетики, расширяет возможности оказания стоматологической помощи пациентам, особенно в боковом участке, в случае шинирования шиной коронковой.
Препарирование зубов под металлический каркас шины коронковой проводится по общепринятым принципам: снимается оттиск, изготавливают по нему разборную комбинированную модель челюсти, наносят компенсаторный лак на гипсовую культю зуба.По модели изготавливается восковая репродукция кольцевого каркаса с ретенционными элементами. Производят замену воска на металл. Получают литой каркас из колец (рис. 2). Обрабатывают. Припасовывают его на модели (рис. 3), а затем проверяют в полости рта и снимают двухслойный оттиск (рис. 4) с металлическим каркасом
Отливают окклюзионный оттиск одновременно с каркасом из обычного медицинского гипса, по которому проводится изготовление пластмассовой части шины коронковой (рис. 5).
|
||
|
||
|
|
Снимают каркас с модели для выполнения дополнительных ретенционных пунктов (рис. 6). Предпочтение следует отдавать форме «ласточкиного хвоста». Затем его пескоструят и сразу наносят покрывной лак на металл, который будет контактировать с пластмассой (рис. 7).
Металлический каркас с застывшим слоем покрывного лака устанавливается на гипсовую модель (рис. 8).
Моделировка пластмассовой части шины коронковой проводится с учетом анатомической формы протезируемых зубов (рис. 9). Замена воска на пластмассу происходит общепринятым методом. Следует отметить, что снимать восковую модель с каркасом с гипсовой модели нецелесообразно.
Загипсовка их в кювету с фрагментами гипсовой модели обеспечивает необходимую точность изготовления металлополимерной шины коронковой.
Изготовленную шину (рис. 10) необходимо припасовать на гипсовую разборную модель (рис. 11), а затем в полости рта (рис. 12).
После проверки и припасовки шины проверяют точность прилегания ее по маргинальному участку с помощью внутреннего оттиска, используя силиконовую массу низкой вязкости (рис. 13) и артикуляционную коррекцию. При необходимости проводится уточнение с помощью самотвердеющей пластмассы (рис. 14).
Убедившись, что шина отвечает всем предъявленным требованиям — ее фиксируют на зубы в полости рта (рис. 15).
В итоге, удалось создать оптимальное восстановление зубного ряда и обеспечить гармоничное соотношение верхней и нижней челюсти.
Отдаленные клинические результаты показали эффективность оказания ортопедической помощи.
Предложенная технология изготовления адаптирована для большинства зуботехнических лабораторий.
К недостаткам следует отнести все позиции съемных полимерно- металлических конструкций.