Тропой невиданных зверей

Н. П. Аржанов, г. Харьков

Зубной червь — одна их самых живучих и правдоподобных легенд научной и народной стоматологии. И это не удивительно: ведь уже давно никому не доводилось видеть ни живого дракона, ни «татцельвурма» средневековья, обречены оставаться на страницах книг ужасные червеобразные творения фантазии писателей XX в. (вроде олгой-хорхоя И. Ефремова), а шевеление зубного червя и вызываемую им боль ощущал каждый из нас, и не раз. Ощущал точно так же, как тот древний шумер или халдей, который запечатлел клинописью описание своих страданий, не менее драматических, чем «Песнь о Гильгамеше»: ну почему, почему Бог выделил человека в пищу этому мерзкому созданию, а не поразил алчного зубоеда «мощью своих рук»?

Ниже мы излагаем естественную историю зубного червя, преимущественно по труду М. О. Коварского «Краткая история зубоврачевания. Часть первая. От древнейших времен до восемнадцатого века».— М.: Издательство Наркомздрава РСФСР, 1927.— 114 с.

«Боль при некоторых формах пульпита, которая носит «гложущий» и пульсирующий характер, могла внушить древнему человеку мысль, что в зубе находится живое существо, которое движется и грызет зуб, как короед дерево. В вавилонских источниках мы впервые встречаемся с упоминанием о гложущем зуб черве. Эта теория зубного червя как причины кариеса и зубной боли просуществовала тысячелетия, ее исповедовали ученые врачи еще в XVIII в., а в народных массах вера в зубного червя сохранилась кое-где и до настоящего времени.

На одном из фрагментов глиняных дощечек имеется текст заклинания против зубного червя. Этот текст произносится три раза, после чего в дупло зуба кладется содержащая беленное семя и мастику паста, которая, по воззрениям вавилонян, является посредником божественного воздействия:

«Когда бог Ану создал небо, небо создало землю, земля создала реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя. Так появился червь.

При взгляде на солнце он заплакал. Пред лицо бога Эа дошли его слезы: что дашь ты мне в пищу, что дашь ты мне для питья?

— Я дам тебе зрелое дерево Ма и гранаты с дерева Шахшуру.

— Что для меня гнилое дерево Ма и гранаты дерева Шахшуру? Дай мне поселиться внутри зуба и мясо его дай мне для жилья. Я хочу пить кровь зуба и из его мяса разрушить корни.

За то, что ты сказал это, червь, пусть поразит тебя бог Эа мощью своих рук!»

В древнеегипетском папирусе пульпитные боли определяются словами «кровь грызет в зубе». К этому следует добавить, что темный цвет и дурной запах кариозного зуба, напоминающий гниющее мясо, в котором заводятся черви, также по аналогии могли навести на мысль о существовании червей в больном зубе. Таков, несомненно, первоначальный источник возникновения теории зубных червей как причины кариеса и зубной боли.

Первым из римских авторов упоминает о зубных червях как причине зубной боли Скрибоний Ларг. Гейст Якоби неправильно считает его создателем этой теории кариеса, т. к. о зубном черве, как мы уже знаем, упоминали вавилоняне и египтяне за две тысячи лет до Скрибония. Медицина времен Плиния была в особом почете у врачей-монахов средневековья, которые приписывали лекарственным веществам тем больший эффект, чем больше они противоречили здравому смыслу и чувству брезгливости.

Против зубной боли в древние времена применялось окуривание зуба семенами белены, которые клались на горячие уголья; под влиянием твердого убеждения в том, что зубные черви существуют, их стали видеть в поднимающихся кверху вместе с дымом частицах семян или в зернышках белены с черными точками, оставшихся на углях.

Знаменитый арабский хирург XI в. Абулказим в своем сочинении «Ал-Тасриф» при зубных болях, которые обусловлены движением червя в зубе, рекомендует энергичное лечение:

«Прежде всего больному дают слабительное, заставляют его голодать и на пустой желудок принимать частые ванны и делать физические упражнения. Далее кладут на зуб перец с соком кедрового дерева; если это не помогает, то повторно кладут на зуб шелковый тампончик с кипящим маслом до тех пор, пока у больного не появится чувство сильного «кусания», после чего боль проходит. Если и это не помогает, то окуривают зуб беленой и стираком, чтобы убить червя. Если боль не проходит и после этого, то кладут в ухо на той же стороне небольшое количество опия и бобровой струи. При отсутствии эффекта прижигают зуб каленым железом до тех пор, пока огонь не проникнет до самого корня; обычно боль проходит в течение 3–4 часов. В противном случае прибегают к удалению зуба».

Помимо своей сомнительной эффективности применяемые средства, за немногими исключениями, сами по себе являлись для пациента едва ли не более мучительными, чем сама зубная боль. Эти методы почти в неизмененном виде сохранились вплоть до начала XIX в.; в них нужно искать причину того страха перед зубным врачом, который в силу традиции жив и в настоящее время среди широкой публики. Если таковы были методы ученых врачей, то можно себе представить лечебные приемы тех «шарлатанов», которых Абулказим неоднократно клеймит за их смелость и бесстыдство!

Уже тогда зубоврачебные шарлатаны стали прибегать ко всевозможным фокусам, чтобы продемонстрировать больным эффектную картину извлечения этих червей из зуба. Араб Гаубари в XII в. разоблачает те приемы, к которым прибегали эти ловкие обманщики.

Во времена средневековья теория зубных червей в этиологии кариеса пользуется всеобщим признанием. Характерным для схоластической изощренности и шарлатанства «ученых» даже позднего средневековья является тот факт, что некоторые врачи конца XVII в. (Jacobaus, Sixt, Salmuth) не только верят в зубных червей, но утверждают, что видели их собственными глазами, и подробно их описывают. А некий профессор Готтфрид Шульц уверяет даже, что ему удалось с помощью желудочного сока свиньи извлечь из зуба человека животных величиною с дождевого червя. Неаполитанский профессор Музитано объясняет происхождение зубных червей тем, что они развиваются из личинок мух, которые попадают в кариозное дупло вместе с пищей. Новым в зубной терапии является выжигание кариозной полости азотной и серной кислотой с целью «умерщвления червей».

Карлсбадский врач Стефан Штробельбергер, издавший в 1630 г. ученую монографию «De dentium podagra seu odontagra», верил в зубных червей, которых он умерщвлял серной кислотой и отваром лягушек.

Голландский врач Питер Фореест (умер в 1597 г.) разделял веру современных ему врачей в зубных червей. Единственным автором, который отрицал теорию червей как причину кариеса, был французский врач Жак Улье (Houllier)».

Но если одни ученые видели зубных червей невооруженным глазом, то другие не замечали вредных пресмыкающихся даже в микроскоп.

«Профессор из университета в Копенгагене утверждал, что после чистки полости в зубе он увидел червя, которого извлек и поместил в воду, где тот энергично плавал. Другой врач, Филипп Залмут, отстаивал мнение, что, применяя прогорклое масло, он мог вытеснить зубного червя величиной с земляного! Некоторые методы лечения, хотя и предлагались с честными намерениями, были настолько чрезмерными, что остается удивляться, почему пациент не убивал своего мучителя его же инструментом.

Среди открытий Левенгука большое значение для стоматологии имело обнаружение дентинных канальцев зубов и микроорганизмов полости рта, включая бактерии, которые, как он считал, находились в продуктах, прилипающих к зубам. Когда президент Королевского общества прислал Левенгуку несколько червей, которые, по его утверждению, были извлечены из кариозных зубов, Левенгук при помощи микроскопа доказал, что черви были идентичны личинкам насекомых, поражавшим перезревший сыр, и предположил, что личинки попали в кариозные повреждения, когда человек, в зубах которого они найдены, ел сыр. И действительно, президент рассказал, что извлекал личинки из поврежденных зубов своей жены после того, как она ела испорченный сыр.

Подавляющее большинство странствующих практикующих врачей было в лучшем случае бездарными и с низким уровнем знаний, а в худшем — наглыми шарлатанами, которые обещали освободить зубы от червей и излечить головную боль, удалив камни из головы или необычно большой зуб изо рта».

«Взять хотя бы эту немецкую теорию о зубных червях. Сколько было сломлено копий, сколько бумаги было исписано в ее обоснование! А ведь достаточно было всего только обратиться к современной технике. Несколько дней провел Фошар над микроскопом, исследуя удаленные зубы, и никаких червей в них так и не обнаружил. И это только укрепило его в убежденности, что погоду в зубоврачевании делают шарлатаны, настолько же необразованные, насколько и циничные.

В самом деле, до какой же степени надо было извратить свой ум, чтобы породить на свет столь уродливое изобретение — крючок с полостью для капустных червей! Поковыряется им прохиндей для виду в зубах доверчивого пациента, извлечет шевелящийся клубочек богомерзких тварей — и пара ливров в кармане. И это называется лечением!»

Этот способ лечения зубной боли дожил, по свидетельству М. О. Коварского, до второй половины XIX в.: «На моей памяти в Москве существовали знахари-китайцы, которые лечили также от зубной боли; при этом они пользовались крючками с деревянными ручками, полыми внутри, куда клались заранее заготовленные капустные черви. Поковыряв в зубе таким крючком, они затем вынимали оттуда червей и показывали их изумленному пациенту, убежденному в том, что эти черви извлечены из зуба и были причиной его страданий».

Другие специалисты «вызывали» червя из зуба или усыпляли прожорливое животное заклинаниями, музыкой и другими менее радикальными, чем хирургические или химические, но также эффективными средствами.

Сегодня известно, что даже плацебо имеет эффективность 25–30%, что «рихтовщики ауры» или разнообразные медицинские аппараты, якобы генерирующие невидимые (инфракрасные) и неощутимые («микроволновые резонансные») излучения помогают еще большему проценту больных, даже если единственное, что реально работает в аппарате,— это сигнальная лампочка... Тех, кто делал погоду в тогдашнем зубоврачевании, надо называть не шарлатанами, а гениальными психотерапевтами. Ведь сегодня лишь филиппинским хилерам удается добиться такой же наглядности в устранении причины болезни.

Пока зубы болят не у нас, мы твердо знаем, следуя науке, что это нерв и никакого червя нет и быть не может. Но лишь только нечто начинает шевелиться внутри нашего собственного зуба, мы вдруг ясно представляем себе этого грызущего зверя до мельчайших деталей — волосков, черной головки с кривыми жвалами, и рука сама тянется за чем-нибудь железным, чтобы ткнуть мерзкую тварь через дырку, ею же проделанную. Такова сила легенды.

Или, может, зубной червь все-таки существует?