Одонтокультура: термин или необходимость?

С. И. Сивовол, директор частного пародонтологического кабинета, г. Харьков.

За то, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись...

Приписывается В. Высоцкому

Многих людей считают доброжелательными, тогда как они всего лишь гордятся своими красивыми зубами.

Аноним

Вниманию читателя предлагается новый термин — «одонтокультура», который призван определять немедицинское назначение зубов. Подробней остановимся на вопросе, что такое одонтокультура, в чем ее задачи, и вообще, не является ли этот термин надуманным, ни на что не опирающимся, подвешенным в сознании автора статьи?

В широком смысле слова, одонтокультура — это часть общечеловеческой культуры, подчеркивающая социальное назначение зубов и имеющая исторические, мифологические, фольклорные и иные истоки. В более узком смысле — это социальное и интеллектуальное формирование сознания по отношению к такому атрибуту здоровья, как зубы.

Основными (но не единственными) функциями одонтокультуры являются разъяснительная и практическая.

1. Разъяснительная функция. Одонтокультура должна помочь предвидеть влияние зубов, той или иной их патологии на различные аспекты социальной жизни человека (как жуешь, так и живешь). Зубы, как и женские ноги, являются наиболее презентабельными частями человеческого тела. Они часто «используются» в рекламных целях.

2. Практическая функция характеризует и определяет связи одонтокультуры с практикой. С одной стороны, одонтокультура помогает клиницисту реализовать (продавать) свои услуги, а с другой — является дополнительной мотивацией для визитов пациентов к врачу. Ибо к стоматологу должны приводить не только боль, страх (перед болью, перед угрозой потери зубов), нарушения норм эстетики, но и осознанные, привитые медицинскими работниками и обществом одонтокультурные импульсы. И, наконец, коснемся наиболее сложного вопроса: существует ли вообще одонтокультура? Если да, то она должна быть отражением естественной причинности в самом конкретном ее выражении, обусловленном накоплением различных факторов. Иными словами, у нее должны быть исторические, мифологические, фольклорные и другие корни. Поищем их в почве культур прошлых цивилизаций.

Уже в Древнем Египте уход за зубами имел не столько медицинскую, сколько социальную направленность. Ибо диета древних египтян, лишенная сахара и с большим количеством клетчатки, не представляла угрозы для зубной эмали. Их проблемы, описанные среди достаточно скудных медицинских отчетов, были связаны главным образом с потерянными или выбитыми зубами. Судя по всему, жители Древнего Египта чистили зубы узкими «кисточками», изготовленными из волокнистого дерева, возможно, используя пасту (во всяком случае, о ней упоминает папирус Эберса), чье предназначение заключалось, скорее, в том, чтобы освежить дыхание, сделать приятным общение (т. е. имело немедицинскую направленность), а не в том, чтобы защитить зубы от разрушения.

Вопросы гигиены полости рта отражены в сборнике арабского врача VI века Гаретса бен Каладаха. Его наставления были использованы Магомедом (570-632), основателем ислама, и частично вошли в его религиозные предписания. Вот одно из них: уход за зубами — это путь восхваления Аллаха.

Во время раскопок в Гондурасе в 1931 году был найден фрагмент нижней челюсти, датируемый около 600 г. н. э. В эту челюсть, в альвеолы трех утраченных нижних резцов, были прижизненно вставлены («имплантированы») кусочки черепахового рога, напоминающие по форме зубы. Т. е. уже тогда люди понимали социальную значимость зубов и шли на рискованные, нехарактерные для того времени операции, чтобы восстановить культуру общения: ибо потеря даже трех фронтальных зубов вряд ли могла привести к голодной смерти.

Одонтокультура имеет глубокие «мифологические» корни. В своем знаменитом трехтомном исследовании «Мифы, поверья и суеверия славян» А. Н. Афанасьев сообщает, что наши предки полагали, что у Перуна (бога-громовника) несокрушимые золотые зубы. Почему золотые, а не серебряные или стальные? Дело в том, что золото — символ всего высшего, достойного славы.

Зубы с точки зрения культурной символики являются выражением активности. В некоторых интерпретациях подчеркивается их значение по отношению к сексуальной активности. Однако гораздо более важно гностическое представление, описанное в работе Лейзенганга «Гносис», согласно которому зубы образуют зубчатую стену (с энергетической точки зрения) вокруг внутреннего мира человека.

Часто упоминаются зубы в украинских так называемых «замовленнях». Вот пример одного из них: «Місяцю-маю, чогось я тебе спитаю — чи болять у мерця зуби?» — «Hi, не болять, не щемлять».— «Щоб же не боліли i не щеміли у рожденого, хрещеного раба Божого (iм'я)». Триада «зубы-мертвец(ы)-месяц» в заклинаниях наших предков очень устойчива. С моей точки зрения, ее можно истолковать следующим образом. Месяц, по древнеукраинским представлениям, бывает в царстве мертвых. Мертвые предки опекают важнейшие эпизоды человеческой жизни. Зубная патология — это проблема, предусматривающая обращения к могущественным покровителям (и прежде всего — к предкам). Это также иллюстрируется шутливым афоризмом: в жизни есть только три ужасных вещи — дырявая крыша, сварливая жена и больной зуб.

Все вышеизложенное служит доказательством «права на существование» термина «одонтокультура». Собственно одонтокультура является уже не условием, а результатом эволюции представления о зубах, которые перестали быть лишь физиологическими органами (органами жевания, глотания, речи) и приобрели статус «социальных» органов — органов красоты, общения, удовольствия. Да, удовольствия. Ибо человек, кушая, получает удовольствие от вкуса пищи. Причем удовольствие испытывается, лишь когда еда пережевывается или находится в полости рта. Когда же она проглатывается — вкусовые ощущения исчезают: пища превращается в пищевой комок. Кроме того, белые, ухоженные, красивые зубы не только являются признаком здоровья, но и эстетической ценностью, доставляющей удовольствие и их владельцу, и окружающим. «Что заставляет женщину постоянно улыбаться?» — «Красивые зубы!»

Но, к сожалению, существование одонтокультуры не всегда означает ее соблюдения. Ибо человек находится в плену исторической обусловленности собственных привычек, стереотипов. Не просто согласиться, что зубы не «органы боли», а показатель социального благополучия, что некорректный уход за зубами, их бездумная потеря также неприличны, как и всякие проявления бескультурья!