С. И. Сивовол, директор частного пародонтологического кабинета, г. Харьков.
За то, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись...
Приписывается В. Высоцкому
Многих людей считают доброжелательными, тогда как они всего лишь
гордятся своими красивыми зубами.
Аноним
Вниманию читателя предлагается новый термин «одонтокультура», который призван определять немедицинское назначение зубов. Подробней остановимся на вопросе, что такое одонтокультура, в чем ее задачи, и вообще, не является ли этот термин надуманным, ни на что не опирающимся, подвешенным в сознании автора статьи?
В широком смысле слова, одонтокультура это часть общечеловеческой культуры, подчеркивающая социальное назначение зубов и имеющая исторические, мифологические, фольклорные и иные истоки. В более узком смысле это социальное и интеллектуальное формирование сознания по отношению к такому атрибуту здоровья, как зубы.
Основными (но не единственными) функциями одонтокультуры являются разъяснительная и практическая.
1. Разъяснительная функция. Одонтокультура должна помочь предвидеть влияние зубов, той или иной их патологии на различные аспекты социальной жизни человека (как жуешь, так и живешь). Зубы, как и женские ноги, являются наиболее презентабельными частями человеческого тела. Они часто «используются» в рекламных целях.
2. Практическая функция характеризует и определяет связи одонтокультуры с практикой. С одной стороны, одонтокультура помогает клиницисту реализовать (продавать) свои услуги, а с другой является дополнительной мотивацией для визитов пациентов к врачу. Ибо к стоматологу должны приводить не только боль, страх (перед болью, перед угрозой потери зубов), нарушения норм эстетики, но и осознанные, привитые медицинскими работниками и обществом одонтокультурные импульсы. И, наконец, коснемся наиболее сложного вопроса: существует ли вообще одонтокультура? Если да, то она должна быть отражением естественной причинности в самом конкретном ее выражении, обусловленном накоплением различных факторов. Иными словами, у нее должны быть исторические, мифологические, фольклорные и другие корни. Поищем их в почве культур прошлых цивилизаций.
Уже в Древнем Египте уход за зубами имел не столько медицинскую, сколько социальную направленность. Ибо диета древних египтян, лишенная сахара и с большим количеством клетчатки, не представляла угрозы для зубной эмали. Их проблемы, описанные среди достаточно скудных медицинских отчетов, были связаны главным образом с потерянными или выбитыми зубами. Судя по всему, жители Древнего Египта чистили зубы узкими «кисточками», изготовленными из волокнистого дерева, возможно, используя пасту (во всяком случае, о ней упоминает папирус Эберса), чье предназначение заключалось, скорее, в том, чтобы освежить дыхание, сделать приятным общение (т. е. имело немедицинскую направленность), а не в том, чтобы защитить зубы от разрушения.
Вопросы гигиены полости рта отражены в сборнике арабского врача VI века Гаретса бен Каладаха. Его наставления были использованы Магомедом (570-632), основателем ислама, и частично вошли в его религиозные предписания. Вот одно из них: уход за зубами это путь восхваления Аллаха.
Во время раскопок в Гондурасе в 1931 году был найден фрагмент нижней челюсти, датируемый около 600 г. н. э. В эту челюсть, в альвеолы трех утраченных нижних резцов, были прижизненно вставлены («имплантированы») кусочки черепахового рога, напоминающие по форме зубы. Т. е. уже тогда люди понимали социальную значимость зубов и шли на рискованные, нехарактерные для того времени операции, чтобы восстановить культуру общения: ибо потеря даже трех фронтальных зубов вряд ли могла привести к голодной смерти.
Одонтокультура имеет глубокие «мифологические» корни. В своем знаменитом трехтомном исследовании «Мифы, поверья и суеверия славян» А. Н. Афанасьев сообщает, что наши предки полагали, что у Перуна (бога-громовника) несокрушимые золотые зубы. Почему золотые, а не серебряные или стальные? Дело в том, что золото символ всего высшего, достойного славы.
Зубы с точки зрения культурной символики являются выражением активности. В некоторых интерпретациях подчеркивается их значение по отношению к сексуальной активности. Однако гораздо более важно гностическое представление, описанное в работе Лейзенганга «Гносис», согласно которому зубы образуют зубчатую стену (с энергетической точки зрения) вокруг внутреннего мира человека.
Часто упоминаются зубы в украинских так называемых «замовленнях». Вот пример одного из них: «Місяцю-маю, чогось я тебе спитаю чи болять у мерця зуби?» «Hi, не болять, не щемлять». «Щоб же не боліли i не щеміли у рожденого, хрещеного раба Божого (iм'я)». Триада «зубы-мертвец(ы)-месяц» в заклинаниях наших предков очень устойчива. С моей точки зрения, ее можно истолковать следующим образом. Месяц, по древнеукраинским представлениям, бывает в царстве мертвых. Мертвые предки опекают важнейшие эпизоды человеческой жизни. Зубная патология это проблема, предусматривающая обращения к могущественным покровителям (и прежде всего к предкам). Это также иллюстрируется шутливым афоризмом: в жизни есть только три ужасных вещи дырявая крыша, сварливая жена и больной зуб.
Все вышеизложенное служит доказательством «права на существование» термина «одонтокультура». Собственно одонтокультура является уже не условием, а результатом эволюции представления о зубах, которые перестали быть лишь физиологическими органами (органами жевания, глотания, речи) и приобрели статус «социальных» органов органов красоты, общения, удовольствия. Да, удовольствия. Ибо человек, кушая, получает удовольствие от вкуса пищи. Причем удовольствие испытывается, лишь когда еда пережевывается или находится в полости рта. Когда же она проглатывается вкусовые ощущения исчезают: пища превращается в пищевой комок. Кроме того, белые, ухоженные, красивые зубы не только являются признаком здоровья, но и эстетической ценностью, доставляющей удовольствие и их владельцу, и окружающим. «Что заставляет женщину постоянно улыбаться?» «Красивые зубы!»
Но, к сожалению, существование одонтокультуры не всегда означает ее соблюдения. Ибо человек находится в плену исторической обусловленности собственных привычек, стереотипов. Не просто согласиться, что зубы не «органы боли», а показатель социального благополучия, что некорректный уход за зубами, их бездумная потеря также неприличны, как и всякие проявления бескультурья!