Внимание, семинар!

Лечебная сила слова

ORATIO MEDICUS EST — «речь — лекарь», как говорили римляне. Древняя истина не утратила своего значения и для современного врача. Именно доверительное общение с пациентом, магическая сила врачующего слова позволяет наиболее эффективно использовать прогрессивные технологии лечения. В этом смогли убедиться медики, прошедшие обучение по программе психологической подготовки персонала для стоматологических клиник. Год назад такой экспериментальный семинар, открытый на базе клиники «Лирамед», принял своих первых слушателей. Пришло время подвести предварительные итоги.

Увидев бормашину, малышка залилась слезами. Мудреное название врача в этом кабинете она выговорить не могла, но усвоила, что встреча с ним ничего хорошего не обещает.

— А давай полечим твою куклу,— предложила доктор. Девочка нехотя согласилась. Все остальное, как говорится, было делом техники. Когда же маленькая пациентка вскоре весело выбежала из кабинета, больше всего удивилась ее мама. Она нервничала в коридоре, ожидая услышать детские вопли.

Порою о медике говорят, что «у него легкая рука». Это воспринимается пациентами как чудо, как некий дар Божий. Хотя здесь важную роль, как считают психологи, играет умение врача общаться с больным. Каждый врач стремится обладать этим даром. Так и возникла идея разработки программы развития коммуникативных способностей медицинского персонала стоматологических клиник. Почему выбор пал на стоматологов?

Собственно, сама идея давно уже витает в воздухе. Дело в том, что стоматология одна из первых оказалась среди тех отраслей медицины, где явственно проявились рыночные отношения и где пациент стал ключевой фигурой. Заинтересовать его можно, предложив качественно более высокий уровень обслуживания. И впечатления от общения с врачом-стоматологом в этом случае не менее важны, чем качество материалов и виртуозность работы специалиста. Поиск путей повышения комфортности лечения привел к созданию экспериментальной программы.

— Используя новейшие разработки в области психологии общения и личностного роста с применением элементов нейро-лингвистического программирования, экрального анализа, психодрамы, была разработана пошаговая технология обучения специалистов-стоматологов навыкам эффективной коммуникации с пациентом,— говорит участница проекта, практический психолог Елена Мерзлякова.— Эта программа охватывает вопросы взаимодействия врача и пациента в условиях оказания платных услуг и является результатом совместной работы психологов и практикующих врачей. Умение с полуслова, с полувзгляда слышать и понимать пациента, прогнозировать его реакции, успокаивать, располагать к доверию, убеждать — эти качества необходимы врачу нового поколения.

А как быть с «неудобным» пациентом? Как нейтрализовать страх, снять тревожность, погасить зреющий конфликт? Практические ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в ходе семинарских занятий, направленных на повышение психологической компетентности стоматологов. Рассматриваются цели врачебной деятельности, менеджмент финансовых взаимоотношений с пациентом. Отрабатываются практические навыки восприятия и расшифровки информации в общении с больным, экспресс-диагностика личности пациента и определение оптимального психологического подхода к посетителю. Кроме того, медики обучаются умению работать в стрессогенных ситуациях, управлять собственным эмоциональным состоянием, взаимодействовать с психологически сложным пациентом, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В ходе обучения врачи сами подсказывали проблемные ситуации, и мы вместе находили эффективные пути их решения.

— Мне и моим коллегам, как практикующим врачам, после семинара стало ощутимо легче работать,— считает стоматолог Тарас Миринда.— Большинство людей, обращающихся к стоматологу, испытывают дискомфорт. Как мы говорим, «боятся кресла». Иногда приходится потратить массу душевных сил на обследование и убеждение пациента в необходимости лечения. Важно, чтобы больной доверился доктору, принял рациональный план действий. Приобретенные на занятиях психологические навыки позволяют более эффективно решать эти проблемы. Спокойнее удается обсуждать и такую щекотливую тему, как оплата лечения. Психологи помогли нам «почувствовать» посетителя, быстрее находить общий язык с ним. Благодаря этому процесс лечения стал более комфортным.

Психологические курсы заинтересовали врачей других лечебных учреждений. Стало очевидным, что психологическая подготовка для медработников необходима и предполагает дальнейшее внедрение в практику. Разработаны программы для врачей, среднего медперсонала и администраторов стоматологических клиник.

В необходимости широкого обучения сотрудников, прежде всего, заинтересованы руководители современных клиник. Говорит директор стоматологического центра «Лирамед» Ирина Лысенко:

— Мы часто сталкиваемся с проблемой, что молодые врачи, пришедшие в клинику, испытывают трудности в общении с пациентом. По опыту знаю, преодолеть это можно с годами практичекой работы. Интенсивность современной жизни требует быстрого реагирования. Сотрудничество с психологами помогло справиться с поставленной задачей. Довольно быстро наша молодежь научилась легко и грамотно общаться с пациентом, убеждать в целесообразности терапии, создавать комфортные условия во время лечения. И, как результат, увеличилось число посетителей, избравших нашу клинику. Радостно слышать от пациентов, что лечиться у нас спокойно и приятно.

Ознакомиться с дальнейшей работой семинара психологической подготовки врачей и условиями обучения можно в СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ «ЛИРАМЕД», расположенном по адресу:

03065 Киев, бульвар Ивана Лепсе, 57/38

Контактные телефоны: (044) 484-69-59; 484-15-85