Обзор стоматологического рынка Германии

Стоматологический рынок Германии является одним из крупнейших в мире. В настоящее время в Германии насчитывается 62500 практикующих врачей-стоматологов, в то время как в остальных странах Европейского Союза вместе взятых работают 170 тыс. стоматологов. В Европе Германия представляет собой крупнейший отдельный рынок стоматологического оборудования. В этой стране насчитывается 8600 фирм, торгующих стоматологическими материалами и оборудованием с общим числом персонала 63800 человек.

В 1999 г. стоматологические услуги обошлись жителям Германии в 9,5 млрд долл. Доход от экспорта стоматологических материалов и оборудования более чем в 100 стран мира за 1999 год составил 850 млн долл., что на 4,5% больше, чем за предыдущий. Экспорт составляет 45% всего объема продаж на стоматологическом рынке Германии. Основными импортерами немецкой продукции являются США, Япония, Франция и Италия.

Импорт

В 1999 г. объем продаж стоматологической продукции на внутреннем рынке Германии составил 1,2 млрд долл. 13% этого объема (153,5 млн долл.) приходятся на зарубежных производителей. Ожидается, что доля импортных товаров на рынке Германии будет расти. Основным поставщиком стоматологической продукции в Германию является Швейцария, ее доля в импорте составляет 31%, 14% приходится на США, затем следуют Италия (7%), Франция (6%) и Япония (4%).

Система здравоохранения Германии

Сегодня система здравоохранения Германии претерпевает глубокие изменения. Растет продолжительность жизни населения, пожилым людям дольше требуется медицинское обслуживание, увеличивается количество больниц и домов престарелых. Изменение размера и состава населения в Германии негативно влияет на финансирование социальной сферы. Однако пока удается удерживать медицинское обслуживание на высоком уровне, особенно по сравнению с другими странами. Существенную часть затрат берут на себя государственные страховые компании, однако они все меньше могут это себе позволить. В будущем львиную долю расходов на стоматологические услуги придется оплачивать самим пациентам. Опрос, проведенный Ассоциацией фармацевтов Германии, показал, что 46% населения страны готовы взять на себя расходы на частные медицинские услуги. Прямое участие пациентов в оплате медицинских услуг в первую очередь означает, что эти услуги (в том числе стоматологические) станут еще более качественными.

Несколько лет назад в Германии была организована программа «Pro Dente», предназначенная для информирования пациентов о значении здоровья полости рта, о методах профилактики и лечения и т. д. В программе принимают участие ассоциации стоматологов, зубных техников и производителей стоматологического оборудования и материалов.

Рыночные тенденции

В начале 90-х годов на рынке стоматологического оборудования Германии произошел всплеск активности. Это объяснялось финансовыми поступлениями от новых земель, ранее принадлежавших Восточной Германии. Сегодня ситуация изменилась. Поскольку доля ВНП, выделяемая на здравоохранение, в большей мере зависит от расходов на стоматологию, одним из ключевых моментов реформы системы здравоохранения в 1993 г. стало ограничение этих расходов.

В результате реформ был установлен потолок расходов на восстановительное лечение зубов. Поэтому увеличение доли пациентов в оплате дорогостоящего лечения должно привести к более интенсивному развитию профилактического направления.

Хорошим рыночным потенциалом обладают новейшие технологии и оборудование, позволяющее экономить средства. Последние несколько лет 15% спроса на стоматологическое оборудование в Германии удовлетворяли зарубежные компании. В то же время Германия сама является крупным поставщиком стоматологического сектора, создавая достойную конкуренцию экспортерам. На внутреннем рынке доминируют такие крупные производители стоматологического оборудования, как «Aesculap», «Degussa Dentaurum», «ESPE», «Serona Dental», «Bausсh», «Komet», «Heraeus Kulzer» и «KaVo Werk».

Стоматологическая промышленность Германии хорошо развита и занимает одну из ведущих позиций на международном рынке. Она всегда идет в ногу со временем и не боится новаторства. Производители стоматологического оборудования уделяют особое внимание эргономичности и функциональному освещению. Кроме зубоврачебных кресел, рабочих столов и инструментов компании-производители выпускают также искусственные зубы, зубные протезы и мосты. Благодаря прекрасной репутации стоматологических производителей Германии, стоматологи и зубные техники этой страны предпочитают товары местного производства. Импортная продукция может составить конкуренцию местной только в ценовом отношении. Чтобы занять свое место на этом рынке, новые компании должны предлагать очень специализированные товары или услуги, которые не удовлетворяются вышеназванными корпорациями.

Стоматологическая промышленность Германии занимает ведущее место в мире по производству мебели и оборудования рабочих мест для стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий. Стоматологические производители Германии известны качеством своих дезинфектантов, растворителей и оборудования для стерилизации. Кроме того, стоматологическая промышленность Германии производит целый ряд различных материалов для диагностики, восстановительного лечения, эндодонтии, пародонтологии, хирургии, протезирования, ортодонтии и др.

Стоматологический инвентарь немецкого производства ценится во всем мире благодаря высокой надежности и отличным техническим и функ-циональным характеристикам.

Материалы для оттисков — еще одна гордость немецкой промышленности. Германия много сделала для их развития, особенно в области применения силиконов и полиуретанов.

Еще одна хорошо развитая отрасль — производство «полуфабрикатов» — различных вспомогательных деталей. В этой области Германия также пользуется отличной репутацией. Исследования и разработки ведутся в тесном контакте с учеными и практиками. Малые и средние компании занимаются производством аксессуаров и вспомогательных материалов для хирургической стоматологии.

Распространение продукции

Любая новая компания, желающая попасть на рынок Германии, должна найти местного партнера. Для начала экономически выгодным является сотрудничество с дистрибьюторским агентством. Однако по законодательству Германии такое сотрудничество трудно прервать, даже если агентство работает неудовлетворительно. Труднее найти или организовать отдельную компанию-дистрибьютора, но в этом случае германская сторона делит коммерческий риск с производителем, покупая продукцию на свои средства и обеспечивая ее гарантийное обслуживание.

Стоматологическая практика

В течение следующих нескольких лет ожидается, что количество стоматологов увеличится в среднем на 2,1%.

В основном этот прирост объясняется тем, что на рынке труда появляется больше молодых стоматологов, чем уходит на пенсию пожилых. Эксперты предсказывают неизбежную «ценовую войну» после того, как большую часть счетов начнут оплачивать сами пациенты. Это заставит стоматологов предлагать новые услуги, рассчитанные в основном на богатых клиентов.

Меняются отношения стоматолог—пациент: теперь пациенты имеют возможность контролировать стоимость и качество лечения, лучше понимают методы лечения и политику ценообразования.

Традиционно необходимость восстановительного лечения возникает в результате заболеваний десен. Стоматологи в связи с этим уделяют больше внимания профилактике. Появляются новые более сложные технологии, и поэтому стоматологам приходится специализироваться. Наблюдаются тенденции к объединению различных стоматучреждений в единую сеть, которая позволяет обеспечить весь спектр услуг. В восточных регионах Германии такие сети охватывают 10% стоматологов, в западных — 15%, что в 2 раза больше, чем десять лет назад.

Зуботехнические лаборатории

В 1997 оборот средств зуботехнических лабораторий Германии составил примерно 6 млрд долл. Несмотря на то, что стоимость услуг лабораторий за последние несколько лет непропорционально выросла, зубные техники все чаще повышают цены, что сказывается на стоимости услуг стоматолога.

Стандарты

Рынок стоматологических принадлежностей регулируется директивами Германии и Европейского Союза. Производство стоматологического оборудования подчиняется той же системе спецификаций и тем же требованиям безопасности, что и любое медицинское оборудование. Все инструменты и оборудование, применяемые в стоматологии, должны соответствовать требованиям «Закона о медицинской продукции», 1994 г.

Источник: журнал «Инфодент» (Германия)